Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Коростелкина Анастасия Владимировна

Организация: МАДОУ №5 «Норильчонок»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования [1;248].

Современное педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно – нравственные ценности и ориентиры, являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром: на его мировоззрение  и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал этическое и эстетическое воспитание, эмоциональное состояние.

Поэтому целью духовно – нравственного воспитания это формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Задачи:

  • интеллектуальное и духовное обогащение детей;
  • элементарное знакомство с православной верой;
  • формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • возрождение русских национальных традиций и обычаев;
  • сохранение нравственных семейных ценностей.

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социо – культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС дошкольного образования, представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы.  Оно  должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

Уточним содержание основных элементов этой составной лексической конструкции. Как понимать «духовное», «духовность»? Каково их соотношение с понятиями «нравственность», «нравственное»?

Анализ научной литературы показывает, что «дух» и «духовность» изначально религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом ни в религии, ни в философии они не имеют однозначного определения и в разных религиях и философских учениях истолковываются по – разному. Но, несмотря на это, в философской литературе можно выявить некоторое общее понимание духовности, в своей основе не противоречащее ее пониманию и в религии. Так, по мнению В.А. Лекторского: «Общим для религиозного и светского сознания является понимание духовности, связное с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укоренены системе индивидуальных ценностей» [2;17]. Таким образом, духовность является свойством души, состоящим в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, проявляющимся в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, милосердия, великодушия, истины, справедливости, сострадания, красоты и здоровья.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о подчиненном положении слова «нравственное» в лексической конструкции «духовно – нравственное воспитание», так как нравственности не существует без мировоззренческой основы той или иной картины восприятия мира.

Нравственное воспитание выступает средством практической реализации мировоззрения человека, обеспечивает единство его мыслей и чувств, слов и дел, убеждений и поведения. Духовно – нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений, способности чувствовать и действовать в соответствии со своим духовным началом и соответствующими нравственными установками. Результатом духовно – нравственного воспитания является умение индивида предвидеть и реально оценивать глубину и характер возможных последствий совершаемых поступков, а также умение нести за них ответственность, то есть действовать согласно свой совести, своему духовному началу.

Таким образом, напрашивается вывод о неразрывном единстве понятий «духовность» и «нравственность». При его отсутствии начинается разрушение личности индивидов и, как следствие, распад общества и государства.

Наиболее благоприятным периодом в жизни индивида для формирования духовно – нравственной сферы является дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит активное развитие душевных и телесных сил человека. Решение проблем духовно – нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Одним из наиболее действенных средств в формировании ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и многих других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям является художественное слово. Еще В.А Сухомлинский подчеркивал важность чтения как источника духовного обогащения, которое не сводиться к умению читать. Он называл чтение окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя.[3;22]

Литература:

  1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
  2. Лекторский, В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. №2. с.3-18.
  3. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. «Радяньска школа», 1985. – 22с.
Опубликовано: 12.04.2016