Инклюзивное образование: инновационный путь к толерантному обществу

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Юлдасова Анна Сергеевна

Организация: МОУ СОШ № 9

Населенный пункт: Челябинская область, г. Копейск

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, социализация.

Abstract

The questions of social explications of inclusive education model realization are analyzed in the article. The process of the disability children socialization is considered. The moral and evaluative conditions of social changes in the country, in the society and in the system of education are shown. The questions of inclusive culture development are the basic unit of author’s thinking. The inclusion concepts are represented as an important decision of the social and moral problems of society.

Keywords: inclusion, inclusive education, disability child, socialization

Человек является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих возможностей, а общество лишается значительного потенциала собственного развития.

Кардинальные изменения, произошедшие в экономической, технологической и социальной областях, объективно определили условия функционирования и развития современного человека, задав ему новую позицию, прежде всего по отношению к обществу, к людям [1]. В этом новом аспекте социокультурного характера особое внимание государства и правительства уделяется проблемам образования детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Тенденция роста числа детей данной категории здоровья однозначна: таких детей с каждым годом становится больше. На сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% – в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени, переутомления  или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т.к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми [2].

Анализ понятия «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» позволяет сделать следующие выводы:

– это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ;

– данная категория детей чрезвычайно неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития,  а также речи (заикание, ЗРР); с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта.

Несомненно, в  России, начиная с XIX века, была создана сильная система коррекционного (специального) образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая совершенствовалась различными специальными образовательными учреждениями; характеризовалась постоянным увеличением роста коррекционных школ, ориентированных на образование детей с определенным видом нарушения. Кроме того, на сегодняшний день достаточно высок процент детей, охваченных специальным образованием, созданы дошкольные и постшкольные учреждения, активно функционируют институты социальных работников, социальные службы помощи и консультирования родителей детей с нарушениями в развитии, организуются благотворительные, профессиональные, общественные организации, союзы и ассоциации [3].

Однако все специальные образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему остаются сегрегационными и значимыми проблемами для данной категории детей становится их социализация в обществе, их связи с миром, бедностью  контактов со сверстниками и взрослыми.

Над проблемами социализации «особого ребенка» работали выдающиеся психологи Л.С Выготский, П.Я. Гальперин,  С.Я. Рубинштейн и др. В качестве доминирующей стороны в развитии личности они рассматривали общение детей с окружающими. Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь [4]. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Кроме того, Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания и обучения ребенка с нарушением  развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

Процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание, развитие и социализацию всех  без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей, является реализация идеи внедрения инклюзивной модели в образовательную систему.

По мнению С.В. Алехиной, развитие инклюзивного образования – не создание нового сегмента, а системное, эволюционное изменение всех ступеней образования и общества в целом.

Инклюзивное (франц. Inclusive – включающий в себя, от лат. Include- заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую  дискриминацию детей, которая обеспечивает равное  отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования для всех, в плане приспособления  к  различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особым потребностями.

Анализ опыта работы различных регионов по реализации инклюзивных подходов в образовании показал, что внедрение инклюзивного пространства имеет как положительные, так и отрицательные результаты.  Положительный опыт позиционируется, исходя из следующих фактов:

  • , инклюзивный подход способствует формированию у детей «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности;
  • дети становятся более терпимым по отношению друг другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как полноправных членов общества;
  • , «включенность» воспитанников с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

         Если обратиться к отрицательному опыту, то все выше изложенное трактуется  с точностью да наоборот. Проблема образовательных учреждений испытавших негативный опыт внедрения инклюзивной модели образовательного процесса заключается в банальной неготовности данного учреждения к инклюзии.

Оценивая перспективы реализации идеи инклюзии, следует отметить, что внедрение инклюзивного образовательного пространства должно быть основано на очень высоком профессиональном уровне. В первую очередь,  это должны быть квалифицированные педагоги прошедшие специальное обучение, а также ряд специалистов, которые оказывают определенную помощь и поддержку ребенку при обучении в общеобразовательном учреждении [5]. Кроме того необходим специально разработанный учебно-методический комплекс по работе с ребенком имеющим «иное» развитие. Школа должна существовать в гибкой образовательной среде, реализующей адаптивный индивидуальный маршрут по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. При этом образовательное пространство  должно полноценно и гармонично функционировать для всех категорий детей, удовлетворяя потребности каждого ребёнка, независимо от его возможностей.

Несомненно, данные условия диктуют серьезные требования к образовательному учреждению. Именно поэтому многие школы, взявшие на себя ответственность реализовывать инклюзивную модель образовательного пространства и параллельно с этим сложным процессом  добиваться высоких академических результатов, получили тот самый негативный опыт.

Самыми большими трудностями  в продвижении инклюзивного образования остаются: неготовность общества к инклюзии, инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медикалистский подход к классификации особых потребностей, общая и профессиональная интолерантность, считающая процесс совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей нормально развивающихся эстетически неприемлемым и невозможным.

Глобальный интерес и связанное с ним множество противоречивых вопросов и мнений к инновационному термину «инклюзия», его содержанию, а также реализующейся практике, для отечественной науки, в том числе и коррекционной (специальной) педагогике содержательно значимы. Мы стоим на пути осмысления проводимых государством социальных и образовательных реформ, изменения представлений о будущем нашего общества, как сильной социальной единицы. Видение его в новом социокультурном аспекте. Педагогическая теория погружена в общий поиск, смысл которого заключен в движении к ребенку как самодостаточному субъекту. Эта попытка установить нравственные, гуманные ориентиры для общества, результатом которых должны  стать социально крепкие взаимоотношения.

Инклюзивное образование сегодня может с полным правом считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики. Безусловно, это верный путь, но шаги по нему должны быть осторожными.  Инклюзивное образование должно быть рассмотрено в контексте вариативного образовательного процесса. Очень важно сохранить культуру коррекционного (специального) учреждения, как  основополагающую альтернативу для детей со сложными нарушениями в развитии. На наш взгляд, инклюзия не пройдет в имитационном контексте. Это трансформирующая тенденция, которая изменит во многих формах сложившуюся систему образования.

Библиографический список:

1. Фельдштейн Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития // Мир психологии- 2005 -№1- С 6-10

2. Юшкова Е. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Кто они?// Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/23/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kto-oni 
3. Ф. Л.Ратнер,  Н. Г. Сигал, История становления и развития идей инклюзивного образования. Международный опыт.// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. N5(49). С.624-633. doi: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2015-5-50
4.  Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Т.М.Лифанова. – Москва: Издательский центр  «Просвещение», 1995. - 527с.

5. Шумилова Е.А. Организационно-педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов / Е.А. Шумилова // Современная высшая школа: инновационный аспект. –2014. № 1. – С. 21-27.

Опубликовано: 31.03.2016