Формирование коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Воронцова Анна Андреевна

Организация: МОУ СОШ №37

Населенный пункт: г. Тверь

Народная мудрость гласит: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». А  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».                        

Эти высказывания  определяют важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4) коммуникативный.

Остановимся на формировании коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основными видами коммуникативных действий являются:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; (работа в группах или парах, ученики или учитель распределяет роли, например, журналист и спортсмен, дети обсуждают данную тему, задают вопросы, затем выступают перед классом)
  3. разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; (анализ работы в группе: как успешно работали ученики, какие преимущества имеет группа, что нужно сделать, чтобы работа была более эффективной и т.д.)
  4. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; (после того как ученики выполнили какую-то письменную работу, то можно им предложить обменяться работами и проверить работу другого ученика)
  5. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами иусловиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Используемые технологии при обучении коммуникативным УУД:

  1. Технология интерактивного обучения
  2. Информационно-коммуникационная технология обучения
  3. Технология проблемного обучения
  4. Метод проектов

Метод проектов способствует формированию коммуникативных УУД. Особенно совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в малых и больших группах.  Завершающий этап работы над проектом может быть – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

В начальной школе дети ещё не умеют создавать презентации, результатом проектов являются открытки, закладки, книги кроссвордов. (показать)

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

—      обмен презентациями;

—      выступление с аудиовизуальной поддержкой;

—      фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

—      общение в цифровой среде (электронная почта, чат, Дневник.ру).

Коммуникативные  УУД  формируются  во всех видах речевой деятельности

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. .

Современные УМК содержат в себе различные упражнения, способствующие формированию данных видов деятельности. Например, в УМК Enjoy English М.З.Биболетовой можно встретить такие задания:

аудирование

- Послушайте аудиозапись и скажите:

какие подарки ученики лесной школы решили подарить Джиму;

The pupils presents are…..(М.З. Биболетова, 3 класс, тема: «Подарки»);

 

-Послушайте телефонный разговор и скажите:

в какое время Мэг вернётся домой с прогулки (М.З. Биболетова, 4 класс, тема: «Распорядок дня Мэг»);

      Mag will come home at…..

чтение

-Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Отметь ответ: Who made the apple pie?

  •  
  • Jane’s mother.
  • Jane and her mother. 

-Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Отметь ответ

    Jane didn’t help her mother to make the apple pie because she …

  • didn’t like to go shopping.
  • didn’t like apple pies.
  • didn’t like to help her mum.

-Пронумеруй предложения в соответствии с прочитанной сказкой.  Первое предложение уже обозначено.

Robin doesn’t want to live on the farm.-

One summer day Robin skips to a farm.-1

Benny invites Robin to live on the farm.-

Robin sees happy and fat rabbits on the farm.-

Robin skips away to his forest and his friends.-

говорение

-Расскажи своим друзьям о Тайни (опиши его: какой он, что умеет делать).

-Разыграй с одноклассником диалог, который мог бы состоятся между ведущим телевизионной программы и известным актером. Пусть ведущий расспросит актера о том, что тот умеет делать делать, какое время года любит, когда у него день рождения и какой подарок он хотел бы получить. (М.З. Биболетова, 3 класс)

письмо

-напиши  по образцу краткое письмо зарубежному другу, Санта-Клаусу.

-напиши заметку в журнал «My birthday» о том, как ты отмечаешь свой день рождения. (М.З. Биболетова, 3 класс)

Опубликовано: 28.03.2016