Формирование коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Воронцова Анна Андреевна
Организация: МОУ СОШ №37
Населенный пункт: г. Тверь
Народная мудрость гласит: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». А Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Эти высказывания определяют важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4) коммуникативный.
Остановимся на формировании коммуникативных УУД.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основными видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; (работа в группах или парах, ученики или учитель распределяет роли, например, журналист и спортсмен, дети обсуждают данную тему, задают вопросы, затем выступают перед классом)
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; (анализ работы в группе: как успешно работали ученики, какие преимущества имеет группа, что нужно сделать, чтобы работа была более эффективной и т.д.)
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; (после того как ученики выполнили какую-то письменную работу, то можно им предложить обменяться работами и проверить работу другого ученика)
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами иусловиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Используемые технологии при обучении коммуникативным УУД:
- Технология интерактивного обучения
- Информационно-коммуникационная технология обучения
- Технология проблемного обучения
- Метод проектов
Метод проектов способствует формированию коммуникативных УУД. Особенно совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в малых и больших группах. Завершающий этап работы над проектом может быть – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
В начальной школе дети ещё не умеют создавать презентации, результатом проектов являются открытки, закладки, книги кроссвордов. (показать)
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
— обмен презентациями;
— выступление с аудиовизуальной поддержкой;
— фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
— общение в цифровой среде (электронная почта, чат, Дневник.ру).
Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности
- ;
- ;
- ;
- .
Современные УМК содержат в себе различные упражнения, способствующие формированию данных видов деятельности. Например, в УМК Enjoy English М.З.Биболетовой можно встретить такие задания:
аудирование
- Послушайте аудиозапись и скажите:
какие подарки ученики лесной школы решили подарить Джиму;
The pupils presents are…..(М.З. Биболетова, 3 класс, тема: «Подарки»);
-Послушайте телефонный разговор и скажите:
в какое время Мэг вернётся домой с прогулки (М.З. Биболетова, 4 класс, тема: «Распорядок дня Мэг»);
Mag will come home at…..
чтение
-Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Отметь ответ: Who made the apple pie?
- Jane’s mother.
- Jane and her mother.
-Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Отметь ответ
Jane didn’t help her mother to make the apple pie because she …
- didn’t like to go shopping.
- didn’t like apple pies.
- didn’t like to help her mum.
-Пронумеруй предложения в соответствии с прочитанной сказкой. Первое предложение уже обозначено.
Robin doesn’t want to live on the farm.-
One summer day Robin skips to a farm.-1
Benny invites Robin to live on the farm.-
Robin sees happy and fat rabbits on the farm.-
Robin skips away to his forest and his friends.-
говорение
-Расскажи своим друзьям о Тайни (опиши его: какой он, что умеет делать).
-Разыграй с одноклассником диалог, который мог бы состоятся между ведущим телевизионной программы и известным актером. Пусть ведущий расспросит актера о том, что тот умеет делать делать, какое время года любит, когда у него день рождения и какой подарок он хотел бы получить. (М.З. Биболетова, 3 класс)
письмо
-напиши по образцу краткое письмо зарубежному другу, Санта-Клаусу.
-напиши заметку в журнал «My birthday» о том, как ты отмечаешь свой день рождения. (М.З. Биболетова, 3 класс)