Современные педагогические технологии, используемые на уроках английского языка

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Пайдаркина Гульмира Телягеновна

Организация: МАОУ СОШ № 118

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной и средней школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

Главная цель учителя, работающего по ФГОС, организовать деятельность учащихся на уроке.

 Использование технологий интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

Итак, на уроках я применяю следующие технологии интерактивного обучения:

  • работа в парах
  • работа в малых группах
  • мозговой штурм
  • аквариум
  • карусель
  • дискуссии
  • ролевая (деловая) игра
  • метод проектов
  • броуновское движение
  • использование ИКТ
  • Использование джазовых чантов
  •         

    Технологии интерактивного обучения исключают доминирование, какого – либо ученика в процессе обучения, так как суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, чтобы практически все учащиеся оказались вовлеченными в процесс познания.

         Из опыта работы по новым стандартам, приведу фрагменты уроков по темам «Здоровье» и «Путешествие»

    Цель – обобщение и систематизация знаний по предложенной теме, развитие коммуникативной компетенции, расширение кругозора учащихся.

    В начале урока класс делится на несколько микрогрупп.

  • этап.  Создание проблемной ситуации, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока. (Демонстрационный слайд с картинками:
  • а) сильных, здоровых, крепких физически людей.

          б) слабых, болезненного вида; около кабинета врача людей.)

      Во фронтальном режиме задаются вопросы по картинкам. Вспоминая лексику прошлых уроков, учащиеся высказывают собственное мнение и желание быть похожими на красивых, крепких и здоровых людей. Итак, формулируется тема «Здоровье – наше богатство».

    этап.  В группах проводится ролевые игры «доктор-пациент, родитель-ребенок, разговор по телефону». Таким образом, осуществляется взаимодействие и учащихся, и учителя. В этом виде деятельности используются такие технологии, как карусель, аквариум. Разыгрывая диалоги,
  • учащиеся повторяют лексику, систематизируют полученные ранее знания по теме.
  • этап. Учащимся предлагается обсудить и найти по учебнику правила, которые необходимо соблюдать, чтобы быть сильным и здоровым. Каждая группа создает плакат, либо брошюру, либо рекламу о здоровье.
  • этап. Продолжая работу в группах, учащиеся вспоминают различные пословицы о здоровье (учитель раздает карточки с русскими пословицами).  Анализируя пословицы, учащиеся формулируют именно необходимые для данной группы выводы о здоровье.
  • этап. Используя технологию броуновского движения, учащиеся проводят опрос о выполнении ими правил, необходимых для здоровья. Делают заключение. 
  • Таким образом, собираются данные о будущей проектной работе по вышеуказанной теме.

    Итогом работы над темой «Здоровье» будут групповые проектные работы, где каждый ученик вносит свой вклад. (описание режима дня, правила о здоровой пище, о вреде фастфуда, о необходимости занятия спортом). После прохождения этой темы, защиты проектных работ, учащимся предлагается закончить  фразы:

  • Сейчас я знаю….
  • Мне следует….
  • Я могу ….
  • Я не знаю….
  • Тема урока – «Путешествие».

    Цель – совершенствование коммуникативной компетенции при изучении материала, в рамках предложенной темы.

    Класс делится на 3 группы.

    1 этап. На данном этапе учащимся предлагаются 2 картинки, по которым они определяют тему урока. (демонстрационный слайд с картинками: лентяй, домосед, человек, который сидит на диване; достопримечательности разных городов, счастливые лица людей во время путешествия). Затем учащиеся актуализируют свой опыт, систематизируя имеющие у них знания. Здесь применяется метод «мозговой штурм». Учащиеся работают в группах и выдвигают свои идеи.

    2 этап. На данном этапе учащиеся вспоминают лексику прошлых уроков, высказывают свое мнение и отвечают на вопросы учителя. Учащимся предлагается прослушать текст и выбрать правильный ответ. Затем на экране они проверяют свои ответы с эталоном.

    3 этап. На этом этапе учащиеся в группах обсуждают недостатки и преимущества путешествия. Учащиеся обсуждают, оценивают, систематизируют, как они могут применить эти знания в жизни.

    4 этап. В группах проводится ролевые игры «в турагентстве, на железнодорожной станции, разговор по телефону, в отеле и т.д.». Таким образом, осуществляется взаимодействие и учащихся, и учителя.

    Итогом работы над темой «Путешествие» будут групповые или индивидуальные проектные работы, по предложенной теме «Путешествие моей мечты».

     

    Таким образом, применение этих технологий интерактивного обучения способствует отработке языкового программного материала, помогает убрать скуку из учебно-воспитательного процесса в школе. Эти технологии мотивируют речевую деятельность, учащимся требуется использовать английский язык как средство обучения.

    Использование медиа ресурсов и смарт-технологий для повышения эффективности изучения английского языка в школе

     

    Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися.

    Правило отсутствия телефонов на уроках уже кануло в лету. В последнее время основной тенденцией в преподавании иностранных языков стало использование и поощрение присутствия iPad, планшетных компьютеров, смартфонов и других девайсов на уроке. Трендом стало “BYOD” (Bring Your Own Device – Принеси свой собственный девайс).   Эта инициатива “BYOD” открывает возможность использовать все виды современных технологий в классе. В нашем культурном климате, в котором уже закреплено использование смартфонов, приложений и социальных сетей, довольно разумно для образовательного сообщества приспосабливаться к современным разработкам и технологиям. Почему же не использовать Интернет и его возможности для организации эффективной и интересной работы на уроке иностранного языка.

     

    Социальные сети

    Социальные сети стали одной из самых важных частей нашей жизни.

    Пока многие все еще остаются противниками соц. сетей, в последнее время их использование в обучении стало социальным феноменом во благо

    – внедрение таких сайтов как Facebook, ВКонтакте и Twitter как часть учебных планов, развития критического мышления, и оценки учащихся. Привнесение социальных медиа в учебный класс – это мощный обучающий инструмент.

    Ниже представлены некоторые ресурсы сети Интернет для внедрения на уроке:

    Facebook или ВКонтакте: Задание – создать фейк-страницу или фанатскую групп для литературного персонажа на английском (иностранном) языке – современная подача классического доклада о книге, авторе или историческом персонаже. Загрузите фотографии и отредактируйте информацию профайла. Какие бы фотографии он (герой) публиковал? Что было бы написано у него в статусе в наше время? Кто мог бы быть его друзьями и почему? Использование Facebook или ВКонтакте в качестве системы оценивания студентов практически гарантирует вовлечение, мотивацию и академический успех.

    Создавая задания в социальных сетях, я в своих уроках стараюсь персонализировать и синхронизировать тему учебника и возможности смартфонов и социальных сетей. Студенты могут практиковать и вводить лексические единицы в свой активный словарь с помощью функции съемки видео.

    Например, при изучении темы «Одежда» и «Цвета», учащиеся могут пойти в свой любимый магазин и описать одежду и цвета которые они видят на манекенах. Затем я прошу их загрузить это видео в сеть или группу и комментировать видео своих одноклассников. Возможность делать видео с авторскими комментариями позволяет дать

    «сухим», но важным юнитам жизнь. По такой же схеме можно работать и с такими темами, как «Комнаты и мебель», «Направления», «Еда» и т.д. Обсуждение и «деление» видео онлайн предоставляет дополнительное взаимодействие между студентами в вопросах возможностей языка, точности и произношения.

    Twitter или Instagram : использование #хэштега. Данная технология может стать частью обучающего тренда общения в цифровую эру.  Также хэштеги могут организовывать и способствовать обсуждению важных тем по литературе, страноведению и языку (Обсуждение литературных персонажей, например, героев книг, дети (ученики) могут делиться хэштегом #thepaintedveil)

    В заключение, могу с уверенностью заявить, что дети могут забыть принести учебник в школу, но они никогда не забывают свои смартфоны и планшеты. Так зачем эту противиться, лучше обратить все это в правильное и выгодное для учителя, ребенка и образовательного процесса русло. Все эти технологии позволяют оживить простое изучение тем учебников. Я, как учитель, могу создавать красочные интерактивные задания и мотивировать моих студентов привносить реальный мир в класс, использую видео, фото и приложения. И дети прекрасно понимают, что мы не пользуемся цифровыми технологиями только для развлечения. Вместе мы сделаем цифровые технологии ключевой частью образовательного процесса.

     

    На уроке иностранного языка можно использовать игровые элементы («warming-up activity» через создание проблемных воображаемых ситуаций, работа с игровыми упражнениями для повторения лексики по теме и другие). Весь урок может быть представлен в виде игры.

    Для создания игровых ситуаций широко используют рисунки, описание ситуаций, инструкции, ИКТ, тексты художественных произведений.

     

    Игра « Pictures».

    После изучения темы «Colors» и «Count» можно предложить детям следующее игровое упражнение «Pictures» .

    Каждому ребенку распечатка картинки с заданием – прочитать правильно цвета в рамочках, раскрасить рамочки в соответствии с написанным в них цветом. После этого, прочитать примеры по-английски, например: «one plus two is three» и в зависимости от полученной цифры раскрасить картинку цветными карандашами.

    Игра « Animals».

    Эта игра может быть использована как для обработки лексики по теме «Body  parts» и «Animals» ,так и для повторения possessive form и глагола «look like».

    На доске учитель пишет названия животных следующим образом:

    MON-KEY, LI-ON, E-LE-PHANT, TI-GER, ZEB-RA, CRO-CO-DILE

    и раздаёт учащимся распечатки. Дети разрезают распечатку по горизонтали и вертикали. Учитель даёт задание: Make your own funny animal. For example,

    look at my animal E-LI-GER-PHANT.

    Дети создают своих животных и дают им имена , которые вслух говорят учителю. Учитель записывает все имена на доске. На следующем этапе, учитель вызывает двух учеников с заданием  одному из них собрать новое животное, дать ему имя и попросить другого ученика

    собрать такое же животное. Партнёр должен быстро собрать нужное животное. Например: один ребёнок собрал ZEB-KEY-DILE. Другой ребёнок должен найти нужные части картинок, выбрав голову зебры туловище обезьяны и ноги

    крокодила и рассказать:

    It has got a zebra’s head.

    It has got a monkey’s body.

    It has got a crocodile’s legs.

    Можно предложить детям другой вариант игры.

    Учащиеся собирают своих животных и описывают их внешний вид, перепутав порядок, например ученик говорит:’My animal looks like a monkey, an elephant and a lion’.

    Его соседи должны догадаться от какого животного какая часть тела:

    Has it got a monkey’s head?-Yes, it has.

    Has it got a lion’s body?-No, it hasn’t.

    Можно повторить цвета, если перед игрой заранее попросить детей раскрасить животных.

    «Has it got brown ears?-Yes, it has.

    «Has it got a grey tail?-Yes, it has.

    Выигрывает тот, кто правильно соберёт животное.

    Игра «Who is who?» и  «Where is he now?»  аналогичны по проведению, это игры типа «Морского боя», который так любят дети. Эти игры направлены на тренировку форм глагола «to be»  в Present Indefinite.Игра « Who is who?» также знакомит детей с новыми лексическими единицами-национальностями, а игра «Where is he now?»- с предлогами места и тренирует в их употреблении.

    «Часики»

    Дети вместе с учителем садятся в круг, таким образом, они образуют циферблат. Учитель занимает позицию цифры «12». Затем учитель начинает передавать мяч по кругу по часовой

    стрелке, рядом сидящему ученику, а он в свою очередь своему соседу. Итак, мяч передаётся по кругу. Учитель задаёт вопрос: “What’s the time?”. Ученик, у которого оказался мяч отвечает: «It’s 4 o’clock”. Дети по хлопку учителя меняются местами.

     «У кого предмет»

    Все игроки кроме водящего выстраиваются в круг. Они стоят лицом к водящему, который находится в середине круга.

    Играющие держат руки за спиной. Учитель даёт одному из учащихся ластик, и дети передают его из рук в руки. По команде учителя дети начинают передавать ластик друг другу до тех пор, пока учитель не скажет «Стоп». Ластик

    остаётся в руке одного из игроков. Водящий задаёт вопрос: “Have you got the rubber?” Ученик, к которому обратился водящий, показывая руки, отвечает: «Yes, I have / No, I haven’t. Если водящий угадал, тогда водящим становится ученик, у которого в руке ластик.

    Структуры “I can.. / I can’t..”

    Учащиеся становятся по кругу. В данной игре используется мячик. В середине круга находится ведущий. Ведущий бросает мяч участникам игры со словами “I can… I can’t…”

    Ученик, которому брошен мяч, должен поймать и произнести глагол.

    «Отгадай моё слово»

    Учитель ставит на стол коробку. В данной коробке лежат картинки с изображением различных действий. Учитель вызывает к своему столу ученика и просит его достать

    остаётся в руке одного из игроков. Водящий задаёт вопрос: “Have you got the rubber?” Ученик, к которому обратился водящий, показывая руки, отвечает: «Yes, I have / No, I haven’t. Если водящий угадал, тогда водящим становится ученик, у которого в руке ластик.

    Структуры “I can.. / I can’t..”

    Учащиеся становятся по кругу. В данной игре используется мячик. В середине круга находится ведущий. Ведущий бросает мяч участникам игры со словами “I can… I can’t…”

    Ученик, которому брошен мяч, должен поймать и произнести глагол.

    Игра «Спаси Винни-Пуха от пчёл!». На доске – рисунок с изображением Винни-Пуха, летящего на шарике. Рядом изображены пчёлы, каждая из которых пронумерована в произвольном порядке. Чтобы «спасти» Винни-Пуха от пчёл, участникам команд нужно «выстрелить» в них – то есть назвать правильный номер каждой пчелы. Кто называет больше правильных номеров, тот «спасает» Винни-Пуха

    Use of scissors, paints, colours and imagination  (Вырезаем, разукрашиваем, рисуем и творим, изучая иностранный язык). Рисуем новые слова, погоду, семью, праздничный стол, любимые места для поездок, любимые игрушки…and what’s not! В каждый урок, по мере возможности, вносим элемент творчества, а этот вид работы – один из таких элементов. Творчески оформленные словари, страницы Portfolio, плакаты, иллюстрации к прочитанному, оформление декораций к театральным постановкам раскрыли художественные таланты многих учеников, о которых не подозревали ни сами дети, ни их родители.

     Flying jets (Выполненное задание «летит» к учителю). Дети очень любят выполнять задания (в паре, в группах) на отдельных листах бумаги, складывать их в самолетики, подписывать свои jets и отправлять их в полет с посадкой в аэропорту «Teacher’s Table».

    Использование джазовых чантов в преподавании английского языка

    Джазовый чант – это рифмованный текст под джазовые композиции. Некоторым преподавателям чанты могут  напомнить пионерские речевки или речитативы. Данный вид обучения был придуман очень талантливым американским педагогом, композитором и  джазовой певицей Каролин Грэхем (Carolyne Graham) в 1960 году. А с 1978 Кэролин начала успешную публикацию своих неординарных трудов.

     Джазовые чанты являются мощным дидактическим инструментом в преподавании иностранного языка. Не

    удивительно, что идея использовать джаз в обучении привлекает все большее внимание как исследователей, так и учителей иностранного языка. Здесь изначально заложены механизмы, способствующие запоминанию. В них содержатся популярные речевые обороты, фразы повседневного обихода, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и прочие компоненты языка.

    Одни из наиболее очевидных причин включения чантов  в процесс обучения иностранному языку: 

     - быстрое запоминание и усвоение новой лексики;

     - закрепление навыков произношения;

     - усвоение языковых моделей путем их многократного повторения и создание мотивации через эмоциональную сопричастность.

     - совершенствование слуховых  навыков и умений, которые оказывают влияние на наше поведение и эмоции и положительно воздействуют на нашу мотивацию. 

     

    Например, джазовый чант  «Big books, small books»

        Big books, small books,

        Old books, new books.

        Books on the bookshelf.

        Books on the floor.

        Books on the table

        Next to the door.

        Books in the kitchen.

        Books in the hall.

        Books in the bedroom,

        Big and small.

    Его можно использовать во время фонетической зарядки, при повторении множественного числа существительных, предлогов, прилагательных и лексики на тему «дом».

    Чанты можно использовать на различных стадиях урока

  • В начале урока – для
  • создания эмоционального настроя;
  • фонетической зарядки;
  • В середине урока – для
  •  

    Для успешной работы с чантом необходимо иметь:

    -кaчественную аудиозапись и магнитофон

    -проэктор и подготовленную презентацию 

    -текст как зрительную опору

    -отдельные флешкарты,  либо написанные слова на доске

    - можно применить и различные музыкальные инструменты (из практики деревянные ложки отлично подходят для этого)

     

    Примерная последовательность работы с джазовым чантом:

     

    1) предварительная беседа, связанная с содержанием чанта, Установка на первое восприятие;

    2) первое прослушивание - знакомство с ритмом, темпом джазового чанта;

    3)  предъявление печатного текста, обращая внимание на скорость произношения, интонацию, а также произношение трудных слов или же новых грамматических структур, проверка понимания содержания чанта (отработка каждой строчки чанта и перевод под руководством учителя).

    4)  отработка чанта, используя хлопки, музыкальные инструменты и т.д.).

    5) прослушивание чанта еще раз, во время чего ученики хором читают или поют вместе с записью;

    6)  выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к чанту;

    7) деление класса на 2, 3 и более группы (в зависимости от чанта), либо на пары для успешного воспроизведения чанта

    На последующих нескольких уроках достаточно повторять данный чант один-два раза, чтобы новый материал, который встретился при работе с ним, запомнился прочно и нужные речевые навыки сформировались в достаточной степени.

      В дальнейшем джазовый чант может быть использован как эффективное средство закрепления и повторения нового грамматического материала.

    Я бы хотела поделиться упражнениями и приемами, которые я также использую при работе с чантами:

    - Line-by-line mingle” -  построчное составление чанта. нужно сделать копию слов чанта и разрезать его по строчкам.  Каждый ученик получает одну строчку, и учитель дает детям задание поставить их в правильном по их мнению порядке, чтобы получился текст. После того, как дети составят свой «правильный или нет» вариант, учитель включает джазовый чант и учащиеся, слушая оригинал, либо перестраиваются либо остаются на своих местах. Когда все строчки встают на свои места, дети читают чант вслух.

    Picture gaps” -  замена слов картинками. Учитель распечатывает слова чанта, например, «Shoes and socks”, заменяя нужную лексику картинками.  Преподаватель включает чант еще раз и просит детей воспроизвести его.

     

    Split chant” или разделенный чант.  Отлично подойдет для выполнения в парах.  Нужно сделать копии 2-х вариантов. В первом пропускаются, допустим,  четные строчки, а во втором - нечетные.  Чант включают с паузами и в это время учащиеся заполняют пропущенные строчки своей копии. Затем идет сравнение вариантов, учащихся с самим чантом.

  • аудирования;
  • эмоциональной паузы;
  • идентификации грамматических форм;
  • закрепления лексического и грамматического материала;
  • В конце урока – для релаксации.
Опубликовано: 17.03.2016