Компетентностный подход в начальном математическом образовании на примере урока математики по теме: «Закрепление пройденного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел»
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Супрун Людмила Васильевна
Организация: МБОУ СОШ № 45
Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Северская
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения, как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занимать активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
Разработчики новых стандартов считают, что для эффективного решения вопросов по модернизации образования необходим концептуально новый системно-деятельностный подход, который направлен не на простую ретрансляцию знаний, а на формирование систем объективной оценки уровня образования учащихся, их ключевых компетенций на личностном, метапредметном и предметном уровне.
В стандартах второго поколения заложены принципы компетентностного обучения, только они называются несколько иначе –УУД – универсальные учебные действия, термин стал повсеместно применяться и в новом ФГОСе начального общего образования, и в уже утвержденном ФГОСе основного общего образования.
Что же такое “компетенция” с образовательной точки зрения? Концептуальная группа проекта “Стандарт общего образования”, (руководители В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров) сформировала следующее рабочее определение понятия “компетенция”: “готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач”.
Ребёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это происходит потому, что ученик не знает, зачем ему нужны эти знания и где они могут пригодиться, т.е.
отсутствует мотив. Следовательно, не возникает желания изучать новый материал. Задача учителя помочь ребенку определить, для чего нужно изучать материал данного урока и где можно в жизни применить полученные знания, дать ему возможность действовать самостоятельно и проявлять активность.
Конфуций говорил: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”
Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.
Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе и во внеклассной деятельности
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.
В результате изучения теоретических основ компетентностоного подхода, можно сделать вывод, что реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе обучения нескольких образовательных компетенций, являющихся ключевыми:
- ценностно-смысловые
- учебно-познавательные
- информационные
- коммуникативные
- общекультурные
- компетенции личностного самосовершенствования
Начальное математическое образование есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и без интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом.
Содержание предмета математики, цели и задачи изучения этого предмета прописаны в стандарте образования
по математике. Анализ данных целей показывает, что в образовательный стандарт по математике в начальной школе уже заложен компетентностный подход: в требования к умениям и навыкам заложены универсальные умения, которые могут понадобиться ребёнку в его обыденной настоящей и будущей жизни.
Для реализации компетентностного подхода на уроках использую различные педагогические технологии: проектную деятельность, применение ИКТ, мозговой штурм, игровые технологии, модульное обучение.
Реализацию компетентностного подхода предлагаю раскрыть на примере урока математики, проведённого в форме деловой игры.
Урок проводится по группам, которые получают пакет с деловыми бумагами для работы в «строительных фирмах». Пакеты содержат задания, выполняемые на уроке.
Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал.
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, работа в паре и др.). данные приемы активно используются в современной начальной школе и им посвящено множество исследований.
Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. То есть на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями.
Основное содержание предмета математики на ступени начального образования содержит раздел: «Работа с информацией», который включает сбор и представление информации. Связанной со счётом, измерением величин, фиксирование результатов, построение простейших логических выражений, составление простейшего алгоритма поиска информации.
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей "индустриальной эпохе'' называют "информационной
эпохой". Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности.
На представленном уроке детям предлагается пройти «Програмированный опрос» и зафиксировать результаты в таблицу.
Общекультурная компетенция подразумевает знакомство учеников с общественной моралью и традициями непосредственно на уроках математики. То есть учителю необходимо внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.
Ввожу в урок математики следующие задания:
«Сегодня на уроке будут работать строительные фирмы по нашему краю. Мы должны сначала решить, что и где будут строить фирмы на территории нашего края, показать это место на карте и рассказать, какое значение эта стройка будет иметь для жителей региона». Детьми было предложено построить детские сады, школу, спортивный центр, церковь и т. д.
Ценностно-смысловая компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения.
Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения.
Например, на уроке предлагаю принять участие в благотворительной акции. Необходимо выполнить разноуровневые задания. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый ученик сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести (какое задание для выполнения выберет).
Чаще всего задания дают возможность формирования нескольких компетенций. Это задание, например, объединяет ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную компетенцию.
Учебно-познавательная компетенция. Реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.
Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами.
Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п.
Учебно-познавательная компетенция реализуется практически на всех этапах урока: при решении задачи, выполнении заданий: найди и исправь ошибки, собери уравнения и т. д.
Социально- трудовая компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно в начальной школе на уроках математики дети учатся считать, вычислять, измерять и так далее.
Важным элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки.
Компетенция личного самосовершенствования – это овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности.
В заключении хочется сказать, что на сегодняшний день ясно одно: нам предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы в целях создания информационной, научно-методической базы,
Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами.
Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п.
Учебно-познавательная компетенция реализуется практически на всех этапах урока: при решении задачи, выполнении заданий: найди и исправь ошибки, собери уравнения и т. д.
Социально- трудовая компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно в начальной школе на уроках математики дети учатся считать, вычислять, измерять и так далее.
Важным элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки.
Компетенция личного самосовершенствования – это овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности.
В заключении хочется сказать, что на сегодняшний день ясно одно: нам предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы в целях создания информационной, научно-методической базы,
формирования нового педагогического мышления у педагогов.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Список литературы:
- Молокова А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования. – СМ. – Н., 2007.
- Ряписов Н.А. Компетентностный подход и реалии российского образования. – СМ. – Н., 2007.
- Веселовская Н.С. Компетентностный подход в образовании – основа подготовки высококвалифицированного специалиста. Омск. 2004.
- Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2008. - № 4.
- Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования / С.Б. Серякова // Пед. образование и наука: науч.-метод. журн. - 2004. - №1.