Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе становления языковой компетенции

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Смирнова Лариса Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад «Белоснежка»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Первая школа растущего человека - семья. Она целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Каждая семья сталкивается с проблемой воспитания и образования детей в меняющемся мире, и на фоне этой проблемы становятся значимыми особенности и уровень педагогической и языковой компетенции родителей.

Языковая компетенция - это индивидуальный вариант национального языка, т. е. представление человека о языковой системе и основных правилах речевого поведения. В языковой способности принято выделять фонетический, грамматический, семантический и прагматический компоненты.(Шахранович1991)

 Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.

В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьёй. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новым социально -

экономическими условиями. Очень актуальна помощь учителя - логопеда родителям в развитии и воспитании детей, особенно с проблемами речевого развития.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, в первую очередь от родителей. Иногда он слышит: "отстань", "иди поиграй", "спроси у бабушки, "ты мне надоел" - отмахивается мама от своего ребёнка, разговаривая по телефону. В садик идут молча, из садика бегом. Телевизор, компьютер, видики - ужастики, роботы - трансформеры - вот что сейчас заменяет ребёнку живое, тёплое общение с мамой и папой. А если ребёнок о чем - нибудь спрашивает, чаще мамы отвечают быстро, однословно, как бы говоря: "Не надоедай мне больше". А у ребёнка потребность в речи - это почти физиологическая потребность. И этот вакуум он уже приучился заполнять телевизором , дальше будет компьютером. Откуда ребёнку знать, что в эти часы изнывает от нагрузок нервная система, позвоночник, портится зрение. А упражняя речь, он развивал бы мышление, фантазию, воображение.

Скудность, отставание детской речи с каждым годом всё больше волнует педагогов: "Расскажи своими словами", "Отвечай полной фразой" - бьются они. Но "своих" слов у ребёнка не хватает, к развёрнутой фразе он не привык, поэтому трудности в правописании, неумение что - то доказать, сделать умозаключение, сравнить, в конце концов просто ответить у доски.

 Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. Сама проблема взаимодействия с родителями не нова, но сегодня к её решению важно подойти творчески, через дифференцированный подход к каждой семье и самому ребёнку. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. От того, как протекают первые встречи  логопеда с родителями, будет зависеть их дальнейшее сотрудничество. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться

независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

 В нашем детском саду работа с родителями проводится в разных формах и по определённой системе. Девиз нашей работы: "Детский сад для семьи, а не семья для детского сада".

При составлении перспективного плана взаимодействия с семьёй на учебный год, мы стараемся учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году. Из опыта работы, можно сделать вывод, что распределив содержание работы по блокам, и определив разнообразные формы работы с родителями, мы сначала последовательно выявляем уровень осведомлённости родителей посредством анкетирования в области коррекционно - педагогического воспитания, а затем постепенно повышаем их уровень компетентности в этом вопросе через традиционные и нетрадиционные формы общения.

 Я хочу убедить родителей, что речь - это канал развития интеллекта. Чем лучше будет развита речь, тем легче и полнее будут усваиваться знания. А также,  чтобы их речь стала примером, так как нечёткая ,торопливая речь взрослых отрицательно сказывается на речи ребёнка. Меньше использовать слов  с уменьшительно - ласкательными суффиксами, а также слов недоступных для понимания ребёнка. Не следует передразнивать, смеяться над речью ребёнка - это может привести к комплексу, он может замкнуться, стать раздражительным. Нельзя ругать ребёнка за плохую речь, исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном, не надо повторять неправильно произнесённых слов , а лучше дать образец.

Традиционные формы с родителями многим известны, хочу остановиться на тех из них, которые используются в практике логопедов реже других.

"Учимся у тех, кого любим" - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

1."Дневник Всезнайки" - совместная работа семьи и ребёнка.

2 .Выставка рисунков на одну из пройденных тем лексического плана.

3. Творческий конкурс "Моя любимая буква".

Использую в работе продуктивную деятельность, в ходе которой развиваются детско - родительские отношения. Родители с большим желанием откликались на  выполнение предложенной работы, творчески раскрылись в глазах своих детей.

4. Родительская школа "Учимся красиво говорить".

 Повышая педагогическую и языковую компетенцию родителей, я бы хотела сделать акцент на обучение родителей практическим приёмам работы.  Для этого была создана "Родительская школа" для родителей детей речевой группы. Она привлекает родителей, так как основана на принципах добровольности, заинтересованности, взаимоуважения. Родительская школа помогает осуществлять коррекцию собственных взглядов на воспитание и способы обучения ребёнка. В ней используются разные формы работы с родителями. Также  даёт  возможность в непринуждённой, "домашней"  обстановке обучить родителей навыкам работы с детьми. Показать им, как "грамотно" поиграть с ребёнком, как построить диалог, на что обратить внимание.

5. Проведение открытых фронтальных занятий в присутствии родителей.    

В течение года организую просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. На занятиях показываю приёмы работы по развитию речи,  обучению грамоте, а в конце года родители видят, чему научились дети в группе.

6. Почтовый ящик вопросов и ответов.

7. Библиотека игр и упражнений.

8. Информационный стенд.

Информационный стенд обновляется ежемесячно и содержит конкретные советы и рекомендации, привлекая родителей к речевой проблеме ребёнка.

Использую сайт детского сада как средство просвещения родителей в развитии речи ребёнка.

Я считаю, что формы работы используемые мною активизировали участие родителей в коррекционной работе, у них появилась удовлетворённость работой, повысилась их педагогическая и языковая компетенция.

Использованная литература:

Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / [Т.Н.Доронова,

  1. Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005.
  2. Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями. М., 2005.
  3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. / Учебное пособие, Барнаул, 2003.
  4. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2000, N2, с.44-49.
  5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание N1, 2004.
  6. Дошкольные учреждение и семья  - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  7. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет / Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Н.А.Гордова и др. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2002.
  9. Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями // Дефектология. – 1985, N5.
  10. Разумовская Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.
  11. Сидаренко Л. Логопедическая полянка // Дошкольное воспитание, 2003, N7, с.74.
  12. Солодянкина О.В. сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / пособие для работников ДОУ, М., 2005, с.19-23.
  13. Филичева Т.Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989, с.6-0.
  14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
Опубликовано: 13.03.2016