Развитие движений у детей второго года жизни

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Сергеева Марина Валентиновна

Организация: ГКУЗ ВО МДРС

Населенный пункт: Владимирская область, г. Муром

На данном возрастном этапе движения ребенка постепенно совершенствуются. Дети овладевают разными видами ходьбы, учатся бегать, прыгать, бросать и ловить предметы. Перед взрослыми стоит задача помочь ребенку овладеть всеми видами движений. Но чтобы эта помощь была эффективной, необходимо знать, как развиваются основные движения на втором году жизни ребенка.

Одним из особо значимых в этом возрасте движений является ходьба.

Это основной, естественный способ передвижения в пространстве. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма, улучшает обмен веществ. Под влиянием ходьбы ребенок становится более ловким, выносливым.

Дети начинают ходить к концу первого – началу второго года жизни. Одни делают первые неуверенные шаги уже в 8 месяцев. Другие начинают самостоятельно переступать только в 1 год 3 месяца. На втором году жизни ребенка навык ходьбы имеет свои характерные особенности: чтобы удержать равновесие малыш широко расставляет ноги, разводит в стороны руки, протягивает их вперед или поднимает вверх, покачивается из стороны в сторону. Туловище его наклонено вперед, ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни развернуты внутрь, косолапят, так как дети неуверенно выносят ноги вперед. Шаг неравномерный, короткий, семенящий.

Ребенок ставит пока еще недостаточно развитую стопу прямо, а не с пятки на носок. Часто во время ходьбы, особенно при ускорении, малыши падают из-за того, что расположение центра тяжести не обеспечивает достаточной устойчивости во время движения.

В процессе разнообразных игровых упражнений, например «иди ко мне», «принеси куклу»,ребенок проходит 2-3-5 м без остановки. Расстояние и продолжительность ходьбы постепенно увеличиваются. Ребенка приучают изменять

направление, переступать через лежащие на полу препятствия (веревка, рейка…).

На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары  бубна или под музыку – малышам она не под силу.

Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требует затраты усилия для сохранения равновесия.

Необходимы многократные упражнения в ходьбе (по дорожке, доске ребристой или наклонной) и их повторения в новых сочетаниях и ситуациях. При первых попытках малыши осторожно выполняют такие задания, требуют помощи, смотрят под ноги, идут неуверенно, робко приставным шагом. Однако часто они не соблюдают ограничений, наступают на них или переступают их. Воспитатель направляет ребенка, помогает ему идти по дорожке, держит за руку, если нужно идет рядом.

Детей приучают ставить поочередно сначала одну, затем другую. Ногу, поднимаясь на гимнастическую доску, скамейку, и также спускаться, избегая при этом спрыгивания на пол, так как прыжок не соответствует возможностям этого возраста.

Упражнения в ходьбе хорошо развивают внимание, если они проводятся эмоционально, в игровой форме с использованием предметов и игрушек, например «Иди по дорожке к кукле».

Постепенно в игровых упражнениях дети осваивают ходьбу небольшими подгруппами. В дальнейшем темп ходьбы ускоряется, малыши делают попытку побежать, выполняя задания «Беги ко мне», «Догони собачку»…

Составной частью каждого занятия в группе раннего возраста становятся разнообразные упражнения в ходьбе с помощью взрослого и самостоятельная ходьба.

 

Вот примерные упражнения, закрепляющие навык ходьбы:

  • Ходьба к цели по прямой (по дорожке, по гимнастической доске)
  • Подняться на ящик и сойти с него
  • Переступать через ленту (палку), лежащую на полу или приподнятую  на 5-10 см от пола
  • Поднимать вверх по доске приподнятой одним концом от пола на 10-15 см, и сходить вниз до конца доски
  • Ходить между стульчиками, кубами, кеглями
  • Ходить по гимнастической скамейке с воспитателем
  • С предметом в руках
  • С изменением направления
  • Перешагивать через кубы, обручи, палку (высота от пола 10, 15, 18 см)
  • На втором году жизни ребенка активно развивается ползание и лазание. Дети этого возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.

    В начале второго года жизни, чередуя ходьбу с ползанием, дети иногда нарушают координацию движений, теряют равновесие. Падают, поэтому их не следует торопить.

    Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают рядом со взрослым, который помогает им правильно двигаться.

    Ползание целесообразно сочетать с переползанием через бревно, гимнастическую скамейку, а также с подползанием под веревку, дугу и т.д. любым способом, удобным для ребенка.

    Лазанье дети второго гола жизни осваивают медленнее, так как они боятся высоты: поднявшись на первую рейку лестницы, тотчас сходят на пол. Обучая каждого ребенка этому движению, воспитатель должен быть особенно внимательным и следить, чтобы малыш, пытаясь взяться за следующую рейку, не отпустил сразу обе руки, не опирался о перекладину предплечьем, не наклонял голову, поочередно переставлял руки и ноги, двигался произвольно, в удобном ему темпе,

     

    постепенно привыкал к высоте.

    Для детей второго года жизни подбирают следующие упражнения на закрепления ползания и лазания:

  • Ползание на четвереньках по прямой
  • С подлезанием под рейку, веревку
  • Пролезание через обруч
  • Лазанье по лестнице вверх и вниз (высота 1 м)
  • За мячом, который катится
  • С перелезанием через гимнастическую скамейку
  • На втором году жизни ребенок начинает осваивать упражнения в метании, которые укрепляют мышцы рук, плечевого пояса и туловища, развивают глазомер, пространственные представления, меткость и ловкость.

    Предварительно нужно упражнять малыша брать, держать и переносить предмет двумя и одной рукой. Сначала детям предлагают подержать предмет, поиграть с ним, воспитатель несколько раз повторяет название предмета. Педагог зовет детей поиграть вместе, бросает маленький мяч обеими руками вверх, вперед, катает его, ударяет об пол; мешочек с песком перебрасывает из одной руки в другую; рассыпает вокруг себя мячи и шарики с тем, чтобы каждый мог взять мяч, принести и положить в определенное место. При этом используются мячи разных размеров. Большие мячи дети берут и несут двумя руками, маленькие – одной. После этого каждый ребенок осваивает действие с мячом: держит его в обеих руках и учится бросать вперед, катить мяч или шары одной и двумя руками.

    При многократном повторении дети осваивают скатывание, катание, бросание мяча одной и двумя руками вперед. В форме игровых, увлекательных упражнений бросок осваиваетсяиндивидуально, а потом всей подгруппой.

    Бросание одной рукой или обеими руками снизу и из-за головы требует сосредоточенности, согласованности движений, некоторого силового напряжения. Надо лишь следить за тем, чтобы и правой и левой рукой ребенок бросал одинаковое количество раз. Положение туловища при этом произвольное.

    Метание в цель по своему способу выполнения наиболее трудное движение. Как правило, дети приближаются к корзине, обручу и кладут предмет или бросают его, не умея выбрать правильную позу, и даже стоя в полуметре от цели, не справляются с заданием. Многие и к 2 годам не умеют целиться, соизмерять силу и дальность броска. Поэтому метанию в цель малышей раннего возраста обучать не следует.

     

    Вот примерные упражнения с мячом для детей второго года жизни

  • Бросание и катание: держать мяч обеими руками и одной рукой
  • Самостоятельно собирать и класть мячи и шарики в корзину
  • С детьми 2 года жизни уже можно проводить общеразвивающиеупражнения, но используются онив этом возрасте мало. Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и укрепления крупных мышечных групп используются следующие упражнения: прогибание спины, наклоны туловища вперед и в стороны, приседание, поднимание выпрямленных ног до палки…

    Упражнения для детей этой группы отличаются простотой и включаются в содержание каждого занятия. Проведение общеразвивающих упражнений с детьми второго года жизни требует особого подхода. Воспитатель помогает каждому ребенку принять правильное исходное положение, взяться обеими руками за палку (обруч), сесть верхом на гимнастическую скамейку и т.д., так как от этого зависит правильность выполнения упражнения. Взрослый действует вместе с детьми.

    Для совершенствования основных движений у детей 2 года жизни широко используются игровые упражнения. Игровые упражнения для детей данного возраста не имеют сюжета (включены простые двигательные задания: дойти до игрушки, перешагнуть палку) и могут быть использованы не только на занятиях, но и повседневно.

    С помощью игровых упражнений взрослый создает условия для выполнения движений, стимулирует двигательную активность ребенка, регулирует ее. В этих упражнениях, в отличие от подвижных игр, нет правил, регулирующий темп, предусматривающих быструю смену движений, реакцию ребенка на определенный сигнал, но они позволяют малышам выполнить задание самостоятельно. Например в игровом упражнении «Перешагни палку» дети от 1г2м до 1г3м переступают палку лежащую на полу; от 1г4м до 1г6м могут перешагнуть палку приподнятую на высоту 3-5см; более старшие переступают через палку на высоте 10-15см. Задание надо объяснить просто и ясно. Это повышает заинтересованность к данному виду упражнения.

    Игровые упражнения в этом возрасте пока не требуют от ребенка умения согласовывать свои движения с движениями других детей,а лишь помогают постепенному переходу от индивидуальных действий к совместным. Поэтому сюжетные подвижные игры, даже с самыми простыми правилами, не предусмотрены в работе с детьми раннего возраста.

    Перечислим некоторые игровые упражнения, проводимые с детьми данного возраста.

  • Пролезь в обруч
  • Передай мяч
  • Пройди по дорожке
  • Перелезь через бревно
  • Проползи в воротики
  • Перешагни палку
  • Поднимай ноги выше
  • Догони меня
  • Скати с горки
  • Найди игрушку (спрятанную)

    С детьми раннего возраста кроме игровых упражнений можно проводить имитационные движения «Птицы машут крыльями». «Лови бабочек», «Мишка ходит» и др.

    На 2году жизни ребенка одной из важных форм развития двигательной активности становятсяфизкультурные занятия. Содержанием физкультурных занятий являются упражнения в ходьбе в сочетании с равновесием, в ползании, катании, бросании. Выполнение основных движений чередуется с общеразвивающими упражнениями, а также с игровыми двигательными заданиями. Малыши еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому построения не применяются. В начале занятия проводятся индивидуально. По мере того как малыши начинают понимать требования взрослого, их можно объединять по 2-3 человека, а к 1г8м – по 6-8 человек.

    В этой возрастной группе на занятиях нет прямого обучения. Дети усваивают движения на основе подражания взрослому. Двигательный опыт детей еще мал, координация движений недостаточно развита, поэтому малыши, очень часто затрудняются в выполнении двигательных заданий. Они теряются перед палочкой, которую надо перешагнуть, перед обручем в который надо пролезть. В этом случае воспитатель всегда должен помочь ребенку.

    Для того чтобы освоить движения в общих чертах, дети нуждаются в их повторении. Однако слишком частое повторение одних и тех же упражнений без изменений не создает условий для дальнейшего развития ребенка. Кроме того, малыш может потерять интерес к занятию. Опыт показывает, что один и тот же комплекс упражнений можно проводить в течении одного месяца, постепенно заменяя или усложняя освоенные детьми упражнения.

     

     

    Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателей детского сада. М.: просвещение, 1978г

    Абросимова Л.И., Юрко Г.П. Физическое воспитание детей. М, 1999г

                                                                 

  •  
  • Катать мяч вперед
  • Бросать мяч вниз, вперед двумя руками
  • Скатывать мячи с горки
  • Бросать на дальность маленький мяч одной рукой
Опубликовано: 10.03.2016