Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Ермолаева Елена Владимировна

Организация: МОУ СОШ п. Красный Текстильщик

Населенный пункт: Саратовская область, п. Красный Текстильщик

     Я применяю информационные технологии на уроках химии, используя компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа-технологий. При этом у меня появляется возможность проявить творческий подход к организации урока, к разработке своих материалов. В своей работе я испольую как готовые образовательные ресурсы, так и созданные самостоятельно
    Исходя из особенностей химии как науки, наиболее целесобразным считаю использование компьютера в процессе обучения. В моей работе компьютер необходим, во-первых, для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения нового материала и контроля его усвоения. Моделирование химических процессов и явлений на компьютере я использую, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, выявить его закономерности, что ведёт к лучшему усвоению материала.
    Второе направление использования компьютера в моей работе как учителя химии – контроль и обработка данных химического эксперимента.
        Для меня компьютер является мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой и средством оптимизации учебного процесса
В своей работе я использую цифровые образовательные ресурсы в различных случаях:
1) для получения информации;
2) для поддержки практической деятельности учащихся;
3) для аттестации и контроля знаний учащихся
Я считаю, что использование компьютерных технологий в обучении химии даёт возможность:
-визуализировать изучаемые процессы, скрытые от непосредственного наблюдения, предоставляя одновременно с этим возможность многократного повторения;
-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
-осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
-осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и
самоподготовку обучающихся;
-способствовать проявлению творчества детей;
-способствовать формированию основ информационной культуры.
Я считаю, что использование ЦОР предоставляет возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого обучающегося; реального перехода от простого усвоения совокупности знаний к развивающему обучению и, как результат, формированию у обучающегося главного умения – умения самообучаться.
     В своей работе я тщательно подбираю цифровые образовательные ресурсы в соответствии с целями и задачами урока и организую работу в классе и дома. Использование ЦОР позволяет мне выполнять все функции обучения:
передачу информации, всевозможные тренинги, проверку знаний.
    Говоря о достоинствах использования ЦОР, не стоит забывать и о некоторых недостатках. Так, нерациональное, необоснованное использование ЦОР может привести к тому, что:
-ограничивается возможность развития культуры речи обучающихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи;
-происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся;
-ухудшается состояние здоровья школьников в случае превышения допустимого времени работы за компьютером (по нормам, установленным СанПиН, к примеру, обучающиеся 8-9 класса могут работать за компьютером не более 25 минут).
 В своей работе мне приходится тщательно взвешивать: как, где и когда использовать компьютер при обучении. При условии целесообразного применения компьютерных обучающих программ я осуществляю постоянную обратную связь с обучающимися, в том числе устную (диалог) и письменную (тетрадь).
1. При изучении химии я применяю электронное учебное пособие непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного.
Здесь ЭУК помогает мне как учителю наглядно и доходчиво изложить материал. Использую собственные презентации, дополняя их вычлененными из ЭУК цифровыми образовательными ресурсами. В таком режиме работы я использую в качестве ЦОР анимационные и видеофрагменты, проигрывание звуковых файлов.
2. В своей работе я широко использую такой вид работы, как выполнение обучающимися самостоятельной работы с ЭУК. Такая работа осуществляется при подготовке обучающимися домашних заданий, зачетов. Материалы ЭУК, а именно ЦОР, входящие в их состав, используются мной при выполнении заданий по методу проектов.
3. Я также использую ЦОРЫ при проведении текущего контроля знаний обучающихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала мною в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний обучающихся.
4. В своей работе я также применяю ЭУК и ЦОР при выполнении лабораторных работ и проведении групповых занятий.
    Безусловно, подобное использование ЭУК и ЦОР обладает рядом недостатков: обучающийся не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается обучающемуся в деталях, не дает ему возможность выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими химическими приборами. Тем не менее, я считаю, что при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, лабораторная работа в большинстве случаев сопровождается звуковым оформлением. Я как учитель получаю объективную картину о ходе выполнения лабораторных работ и уровне усвоения материала, а также, что достаточно существенно, применение таких ЭУК и ЦОР позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.
   Таким образом, внедрение ЭУК и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволяет мне дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, основанными на использовании информационных технологий. Тем самым можно отметить инновационность подхода в моей работе, обеспечивающего повышение мотивации обучающихся при использовании ЦОР в учебном процессе, их интереса  к практическим навыкам.
  Для результативного обучения на любом уровне образования большое значение имеют наглядные пособия разной степени сложности – от муляжей и плакатов до мультимедийных проектов.
В своей работе я использую компьютерные презентации – один из типов мультимедийных проектов. Электронная презентация — своеобразный конспект урока, обеспечивающий учителю возможность строго придерживаться темы и учебного плана. Их можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, позволяющие осуществить показ презентации в классе. Практически все средства обучения, кроме химического эксперимента, могут заменить слайды презентации. Вместе с тем, я считаю, что в электронной презентации удобнее использовать небольшие видеофрагменты (не более 2-5 минут).
Таблицы и схемы в виде плакатов я использую и в единичном или в небольшом количестве. Если необходимо показать три и более плаката, то их сменяемость и трудность вывешивания может быть отнесена к недостатку, и в этом случае предпочтение можно отдать презентации.
Карточки с заданиями как предварительно заготовленный раздаточный материал однозначно лучше заданий, представленных на слайде, так как обучающийся, работая с индивидуальной карточкой, не напрягает зрение, переводя взгляд с тетради на экран, может лучше сосредоточиться и более качественно выполнить задание. Таким образом, проецировать условие нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи – весьма логично.
Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное, останется надолго, классная доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал – да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, т. к. теряется живое общение учителя с классом, и учитель становится в большей степени внешним транслятором знаний. Хотя и при записи на доске он тоже может выступать лишь констататором фактов, но при этом внешняя его позиция остается активной, он вынужден вести
живой диалог с классом. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую «профессиональную лень» ‒ учитель не импровизирует на уроке, не уточняет что-либо по ходу объяснения, боясь отступить от информации на слайде, обучающиеся также не спешат делать записи по ходу объяснения, зная, что в любой момент можно скопировать презентацию, сделанную учителем
    При проведении уроков не обязательно все объяснение должно сопровождаться демонстрацией слайдов презентации. Я также использую и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать сами обучающиеся), и показ моделей. При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной химической информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.
    Таким образом, применение компьютерных технологий на уроках химии в моей работе усиливает восприятие нового материала, облегчает его усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов обучающегося, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении.
В заключение хотелось бы отметить, что я считаю, что эффективное внедрение ЭУК и ЦОР в учебный процесс возможно при сочетании их с традиционными методами преподавания.


В своей педагогической практике использую следующие коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов:


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах
http://www.school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах
http://fcior.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей предметиков
http://window.edu.ru
Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР
http://eorhelp.ru
Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе.
http://www.konkurs-eor.ru/materials
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru
ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки http://pedsovet.org/m
Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов
http://www.it-n.ru
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР http://www.openclass.ru
Федеральный институт педагогических измерений
http://www.fipi.ru/view
Федеральный портал Российского образования
http://www.edu.ru/
Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/
Интернет – государство учителей
 http://intergu.ru/
Уроки.Net
 http :// www . uroki . net / docinf . htm
Стандарты общего образования нового поколения
 http://standart.edu.ru/
Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
Примерные программы основного общего образования http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/
Официальный сайт ЕГЭ
 http://www.ege.edu.ru/

Опубликовано: 25.02.2016