Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Оросова Светлана Алексеевна, Иванова Зоя Павловна

Организация: МБОУ СОШ № 6

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Салехард

Компетентностный подход в образовании стал важной и активно обсуждаемой темой и ключевой задачей стратегии модернизации образования России. Это связано с тем, что общество адресует школе заказ на компетентных людей. Современному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Эффективность применения компетентностного подхода отмечается многими учеными, в том числе А.В. Хуторским. Он разработал концепцию компетентностного подхода в образовании и выделил 7 ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловая компетенция;

  • общекультурная компетенция;

  • учебно-познавательная компетенция;

  • информационная компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • социально-трудовая компетенция;

  • компетенция личностного самосовершенствования.

В обучении иностранным языкам компетентностный подход не является абсолютно новым требованием. Рассмотрим как УМК по английскому языку издательства «Русское слово» на практике развивают ключевые образовательные компетенции учащихся.

Новые учебники английского языка отличаются как новизной, так и соблюдением лучших традиций российской и британской школ. Прежде всего, это касается развития коммуникативной компетенции. В учебнике каждое упражнение является способом подготовки к условиям реального общения и нацелено на плавное накопление активной лексики и грамматики, или иными словами, на развитие коммуникативной компетенции. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит во всех её составляющих:

  • речевой компетенции;

  • дискурсивной компетенции;

  • языковой компетенции;

  • социокультурная компетенция;

  • компенсаторная компетенция;

  • учебно-познавательной.

Большое внимание на уроках уделяется обогащению активного лексического запаса. Для введения слов используются опоры вербального и невербального характера. Картинки и фотографии способствуют самостоятельной семантизации слов, а прослушивание аудиозаписи помогает правильному произношению новых лексических единиц. Новые слова отрабатываются с помощью условно-коммуникативных упражнений, направленных на запоминание лексики.

В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция. Дети определяют социальные роли и ведут диалоги по различным темам. Начиная с 6-го класса, в учебнике имеется отдельный раздел Dialogue builder для развития у школьников навыков диалогической речи в контексте реальных жизненных ситуаций. В нём собраны изучаемые разговорные формулы и клише. С помощью специальных упражнений ученики запрашивают информацию, уточняют полученные данные, вступают в разговор, вовлекают в него других, адекватно, эмоционально реагируют на реплики партнеров по общению, соглашаются или не соглашаются с мнениями других. Диалоги-образцы, представленные в текстовой форме или в аудиозаписи, служат учащимся опорами для составления собственных диалогических высказываний.

Грамотно отобранные аутентичные тексты учебников: реальные письма детей, заметки из газет, анкеты из молодёжных английских газет и журналов, фрагменты интервью, тексты путеводителей, рекламных объявлений, листки календаря, расписания, ценники, меню, кулинарные рецепты имеют высокую степень информативности для создания диалогических и монологических высказываний. Учителю не надо придумывать хитроумные способы для мотивации учащихся к составлению речевых высказываний. Чем задание больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. Учебники, содержащие аутентичные тексты, создают уникальные условия для ознакомления с культурой стран изучаемого языка, тем самым развивается общекультурная компетенция учащихся. В процессе изучения иностранного языка осваивается не только сам язык, но и “образ мира” говорящих на нем, так как представители иной культуры не должны быть для нас психологически “чужими”.

Одной из эффективных форм организации речевой деятельности учащихся на уроке, стимулирующей интерес учащихся к изучению английского языка, является проектная методика. В процессе работы с материалами междисциплинарных блоков, учащимся предлагается выполнение проектов. Работа над проектами помогает учащимся не только расширить кругозор, но также развивает умения работать в группе, планировать, создавать, защищать и оценивать свой проект. В результате самостоятельной познавательной деятельности развивается учебно-познавательная компетенция. Ученики овладевают навыками продуктивной деятельности: применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые навыки и умения по определённой теме.

Технология проектов тесно связана с информационными технологиями. В современном мире существует большое количество носителей и источников информации. Компетентному человеку необходимо умение добывать, а также оценивать и применять полученную информацию. для выполнения проектов дети сбор информации осуществляется с помощью сети Интернет Свои проектные работы ребята представляют в виде презентаций,.

До недавнего времени письму как виду речевой деятельности уделялось недостаточно внимания. От ученика требовалось овладение техникой письма и орфографией. Письменные задания носили репродуктивный характер:

• вставь пропущенные буквы;

• выпиши незнакомые слова;

• составь из слов предложения и т.п.

Авторы новых учебников придерживаются принципа сбалансированного обучения устным и письменным формам речи. В начальной школе большее внимание уделяется формированию навыков чтения и устной речи. А на этапе основной школы соотношение устных и письменных видов речи приходит в равновесие. Чтение является способом обогащения языковых средств учащихся, а письменная речь становится подлинно коммуникативным умением. В старших классах после изучения каждой темы ученики создают письменные тексты: заполняют таблицы, расписания, анкеты, пишут письма, объявления, небольшие статьи. Учащиеся имеют возможность «пропустить информацию через себя», задуматься над своими ощущениями, определить свое отношение и даже выработать для себя определенные правила поведения в определённой ситуации. Выполнение подобных упражнений способствует овладению ценностно-смысловой компетенцией.

Заслуживает внимания системной подход по подготовке старшеклассников к выполнению заданий устной и письменной частей ЕГЭ. Сегодня задания ЕГЭ с развёрнутым ответом позволяют проверить умения выпускников школ создать связное письменное высказывание на иностранном языке; формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли; приводить аргументы и контраргументы; делать выводы и подкреплять их примерами. Помимо тренировочных упражнений учебники 10-11 классов содержат информацию, предусматривающую ознакомление учащихся со спецификой проведения экзамена.

Таким образом, в учебниках английского языка издательства «Русское слово» содержится богатый материал для развития коммуникативных компетенций. Данный курс позволяет учителю развивать ключевые компетенции реализовать обучающий, развивающий и воспитательный потенциал каждого урока. Сформированные компетенции на уроках английского языка подготовят ребят использовать их в реальной жизни для решения практических задач.

Литература:

1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.

 


 

Опубликовано: 30.01.2016