Система работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей в условиях детского сада

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Мангазеева Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ №41 «Почемучка»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Юрга

Детство — это каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества.

Наследование ценностей народной культуры в самом нежном возрасте - есть самый естественный, верный способ воспитания любви к Родине, Отечеству.

В.А. Сухомлинский

 

В настоящее время возникла необходимость систематического, целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики, ведь сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.

Стало очевидным, что проблема роста преступности, бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов» [6].

Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 №761, - формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение[17].

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся и к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155), одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа[13].

Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного

возраста, отсутствие теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы), в имеющийся методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны гражданско-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей свою полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны, и уважения к культурному прошлому России. Исходя из этого, педагогическим коллективом ДОУ были разработаны цели, задачи и формы работы в учреждении по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Цель: привитие любви к Отечеству, чувства гордости за культурные достояния и уважение к другим национальностям; формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни; воспитание нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума.

Задачи:

1. воспитывать у детей:

- чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе и бережного отношения к ней;

- любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, друзьям в детском саду;

- патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

- гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

- уважения к труду.

2. Развивать:

- интерес к русским традициям и промыслам;

- чувства ответственности и гордости за достижения страны.

3.Формировать:

- представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

- толерантность, чувства уважения к другим народом, их традициям.

Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ носит комплексный характер, пронизывает практически все виды детской деятельности, осуществляется в повседневной жизни и на познавательных занятиях. Здесь особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Уровень представлений детей во многом зависит от того, какое содержание материала отобрано воспитателем, какие методы он использует и самое главное, как организует предметно-развивающую среду в группе. В группах нашего детского сада организованы уголки чтения, где дети могут познакомиться с

русским фольклором, лучшими произведениями русских писателей и поэтов, а также рассказами о святых и защитниках земли Русской.

В театральных уголках размещаются различные виды театров, шапочки и маски, национальные костюмы, атрибуты, декорации. С их помощью дети и взрослые устраивают театрализованные представления с использованием сцен русского быта, различные варианты русских посиделок.

В уголке изобразительной деятельности дети имеют возможность получить навыки и умение изображать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России, с творчеством русских художников.

В экологической зоне дети учатся осознанно и бережно относиться к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними; получают знание о природе, ее явлениях.

Работа по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу, что позволяет не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать активным его преобразователем.

В музыкальной зоне, с помощью элементарных музыкальных инструментов, дети всех возрастов поют русские народные песни, водят хороводы, играют в музыкальные игры.

Многовековой опыт человечества показал, что игра - важнейшее средство в воспитании ребенка. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина именно поэтому в игровых зонах групп сосредоточены разнообразные народные игры: игры-шутки, игры- забавы, игры-состязания, розыгрыши, подвижные игры, речевые, сюжетно - ролевые, дидактические.

В гражданско-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек) участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей [9]. Исходя из перечисленного у педагогов, родителей и детей старшего возраста возникло желание организовать в группе мини-музей боевой славы. В нем представлены боевое обмундирование, экипировки разных родов войск, вещи, принадлежавшие участниками ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, письма солдат с фронта.

Неотъемлемой частью развивающей среды в группах стали уголки социализации, которые являются проводником к начальной социализации ребенка, его приобщения к миру культуры и общечеловеческих ценностей, установления элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.

В уголках социализации существуют следующие разделы:

1. «Я - семья - группа» представлен: рисунки, альбомы, схемы эмоций, семейные фотографии в виде выставок, коллажей, веселые рассказы на тему «Милая мама», «Самый лучший папа», «Наши праздники», «Моя дружная семья» и т.д.

2. «Права ребенка» представлен: шкатулки с секретами, коллекции, альбомы с рисунками, конвенция о правах ребенка, блокноты «Мои мечты, желания», «Что меня огорчает», дидактические игры, групповые газеты.

3. «Дом, где я живу» - включает: коллажи «Мой город - мой микрорайон», «Главная улица», карты мира, России, Кемеровской области, города Юрги, флаги, гербы, гимн России, фотографии президента, губернатора, мэра города, карточки-схемы участка детского сада, города, парка Пушкина, фотографии выдающихся спортсменов, деятелей науки, альбомы, рисунки.

4. «Национальность, возраст, половые различия».

5. «Социальные навыки» - сюда входят памятки, алгоритмы на групповые правила, способы разрешения конфликтных ситуаций, правил безопасного поведения дома и на улице, правила этикета, карты-схемы выполнения работы.

6. «Рукотворный мир» - содержит в себе изделия, выполненные своими руками и руками мастеров, уголков ручного труда по половым различиям, альбомы, фото «Профессии».

7. «Экспериментирование» - включает опыты, таблицы наблюдений, схемы, природный материал по природным зонам России, образцы бумаги, тканей и т.п.

Новой формой работы с детьми в ДОУ стал проект «Календарь интересных дат», главной целью которого является расширить представление детей о Всероссийских и международных праздниках; развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам; создавать атмосферу радости и веселья [7]. Таким образом, наряду с традиционными праздниками в нашем календаре оказались и такие:

* Всемирный день красоты;

* Международный день животных;

* Всероссийский день гимнастики;

* День Наума - грамматика;

* Международный день памятников;

* День друзей.

Говоря о гражданско-патриотическом воспитании в детском саду нельзя обойти стороной творческую работу специалистов ДОУ.

Педагог дополнительного образования по изодеятельности на занятиях и развлечениях, помимо знакомства с народными промыслами, картинами русских художников включает знакомство с храмовой архитектурой, что учит детей уважать, понимать и беречь русские святыни. Темами занятий могут быть: «Лес, точно терем расписной», «Во саду ли, во городе», «Все весны дыханием согрето», «Знакомство с дымковской игрушкой», «Хохломская роспись», «Ложечка для Жихорки», «Гжель. Цветок», «Веселый городец», «Сказочный дворец», «Искусство Жостова», «Моя семья». Дети нашего сада постоянные участники и победители конкурсов «Юрга мой город», «Юрга - город детства», «За детство счастливое наше спасибо, российский солдат», «Социальная безопасность глазами

ребенка» и др. Под руководством педагога в помещении изостудии организован замечательный мини-музеи народных промыслов, где у воспитателей есть возможность стимулировать детское творчество путем ознакомления с разными видами народного прикладного искусства, с историей возникновения игрушки в России [12].

Музыкальный руководитель на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях знакомит детей с различными народными музыкальными жанрами и народными музыкальными инструментами. Очень любят малыши такие праздники, как «Осенины на Руси», «Веселая ярмарка», «Праздник русского валенка», «Приди масленица, на широк двор», «Рождественские колядки», «День семьи, любви и верности», «Армия Российская - сильная, могучая», «Живи в веках, моя Россия», «Край березовый, край Есенина».

Инструктор по физической культуре строит занятия по физическому развитию на основе народных игр разных видов. Это помогает формировать навыки здорового образа жизни; знакомить с доступными народными способами укрепления здоровья; проводить спортивные праздники, досуги на основе народного календаря; развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Работа с родителями является существенной частью деятельности детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок. С гордостью можем сказать, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса - они принимают участие не только в праздниках, но и активно обсуждают вопросы патриотического воспитания на педагогических советах «Добрая дорога от детского сада до домашнего порога», «Права ребенка», «Азбука здоровья»; родительских собраниях «Приобщаем детей к культуре», «Моя семья - моя радость», «Традиции русской национальной культуры», «Храни огонь родного очага»; курсах для родителей «Здоровье наших детей», «На пороге школы», «Согреем ладошки, разгладим морщинки». Вместе с детьми родители участвуют в выставках «Я с семьей - она со мной, вместе мы с детским садом», «Профессии моих родителей»; познавательных проектах «Семейная реликвия», «История простой вещи», «Памятный подарок», «Азбуку дорожную знать каждому положено».

Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет педагогическому коллективу учреждения воспитывать у ребенка чувство гражданственности и патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Источники и литература:

1. Акинина Т.М., Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2012.- 89 с.

2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 105с.

3. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2007. - 235 с.

4. 7. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов/ В.В. Буткевич. - Минск: НИО,2007. - 280 с.

5. Вяземский, Е.Е. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования: монографии / Е.Е. Вяземский. - М. : Учитель, 2010. - 112 с.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы». – М., 2010.

7. Данюкова А.И., Мокова Н.Г., Выборнова В.Н. Проект «Календарь интересных дат» [Текст]// Справочник старшего воспитателя 2009 № 5. с.34-40

8. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание подростков / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М.: Сфера, 2011. - 224 с.

9. Мазыкина, Н. В. Равнение на победу: метод. рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.

10. Мы живем в России. [Текст]/ Н.Г. Зеленова, П.Е. Осипова. - М.: Изд- во Скрипторий, 2008. - 94 с.

11. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. [Текст]/ М.Ю. Новицкая. - М.: <Линка-Г1ресс>; 2003. - 192 с.

12. Основы музееведения : [учеб. пособие] / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. Э. А. Шулепова. — 3. изд. [испр. и доп.]. — М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 432 с. 3.

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

14. Поштарева Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников. [Текст]// Дошкольное воспитание. 2009. № 10. с. 14-18.

15. Петерина, С.В. Теория и практика воспитания личностной культуры в период дошкольного детства [Текст] / С.В. Петерина. – Ростов Н/Д: Изд-во РГПУ, 2012. – 164 с.

16. Система работы по воспитанию чувства патриотизма старшая группа. [Текст]/ Т.В. Иванова. - Волгоград: <Корифей>, 2008. - 90с.

17. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Интернет-ресурсы:

- http://www.museumforum.ru/index.php - Музейный форум -http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm. - Буева, И.И. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

-http://sch212.minsk.edu. by/main.aspx?guid=1721. -Гражданско-патриотическое воспитание. Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию

Опубликовано: 21.09.2015