Место индивидуального подхода на занятии
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Бурова Елена Сергеевна
Организация: МДОУ д/с «Лучик»
Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов
В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как?
В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.
Интересные мысли и идеи об индивидуальном подходе высказывали: Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Запорожец и т.д.
«Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» Януш Корчак.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях» К.Д.Ушинский.
«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» А.С.Макаренко.
«Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» В.А.Сухомлинский.
Суть индивидуального подхода заключается в поборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей.
Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них.
Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами:
1. Давать им более простые задания.
2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают или на повторе ответа.
3. Задавать наводящий вопрос.
4. Использовать напоминание.
5. Давать время на ответ.
Следует педагогу помнить об активных и с высоким уровнем развития детях:
1. Не спрашивать всегда только их.
2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей.
3. Подбирать им более сложные задания.
4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования.
И общие рекомендации, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:
1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и психического развития и поведения).
2. Щедро поощрять.
3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей.
4. Развивать инициативу и самостоятельность.
5. Учить детей контролировать себя.
6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д.
7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других.
8. Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.
9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников.
10. Планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать).
11. Проводить индивидуальную работу вне занятий.
12. Предлагать родителям задания на дом.
Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы по принципу (если позволяют педагогические убеждения, рамки реализуемой программы или приоритеты ДОУ):
В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением креативности. Для них можно подбирать более сложные занятия.
Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны.
Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход.
Есть свои сложности, когда дети объединены в разновозрастные группы. Рассмотрим, как примерно можно применять индивидуальный подход на занятиях к детям в разновозрастных группах ДОУ.
Чаще всего тема занятия может быть одна для всех, но задачи программного содержания отличаются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Целесообразнее младших детей с опережающим развитием переводить в старшую возрастную подгруппу. И наоборот – старших детей с определенными отставаниями в младшую подгруппу.
Объединение таких детей в подгруппы и умелое руководство – важное условие эффективного обучения. Поэтому следует помнить:
· Материал должен всегда содержать что-то новое, быть доступным и интересным.
· Задачи занятия решаются по-разному – одни дети изучают новый материал, другие закрепляют пройденный или самостоятельно играют.
Своеобразие обучения: на одном занятии проводятся микрозанятия с разными подгруппами. Например, одной подгруппе дается новый материал, а другой закрепление.
Индивидуальный подход педагог в разновозрастной группе может осуществлять на занятиях трех типов:
1. Занятие проводится со всеми детьми по одному разделу программы, но с разным программным содержанием (например, одни лепят куклу-неваляшку, другие девочку в шубке).
2. Занятие проводится со всеми детьми, но по разным разделам программы в подгруппах (у одних рисование, а у других математика).
3. Занятие проводится с детьми одной возрастной подгруппой (другие самостоятельно играют или одеваются на прогулку).
Подробнее рассмотреть особенности организации и методику проведения занятия каждого типа можно в пособие «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе» Аванесова В.Н., на странице 101.
Таким образом, у педагога всегда есть выбор использования разных приемов на занятии, но индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и признаком настоящего мастерства.
Используемая литература:
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил.
2. Малокомплектный детский сад (старшая возрастная группа): Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; под ред. М.В. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. – 271 стр., 8 л. ил.
3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр.