Проблемы современного детского чтения и их решение. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Иванов Андрей Викторович

Организация: МБОУ «Усть-Удинская СОШ № 2»

Населенный пункт: Иркутская область, п.Усть-Уда

1) Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг,

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

Я слышу тебя и иду за тобой,

Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

С тобою дорога моя далека

В любую страну и любые века…

Н.Найдёнова

2) Библиотекарь должен быть человеком, горячо преданным своему делу, не мечтателем, не быть одержимым страстью загромождения полок и должен уметь проводить сознательный отбор литературы. В библиотеке должно быть такое количество книг, которое она может предоставить своим гостям для их услаждения, а библиотекарь обязан обладать всеми качествами хорошего хозяина, но отнюдь не кладовщика…

Тагор Рабиндранат (1861-1941) – индийский писатель,

общественный деятель

 

3) Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души.

Цицерон Марк Тулий (106-48 до н.э.) – древнеримский оратор и философ

Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Азбуки и хрестоматий, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом изображении.

Таковы факты, а факты, как известно, упрямая вещь.

Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии.

Научившись читать самостоятельно и свободно (как правило, это происходит годам к восьми), ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?

Как известно, литература – искусство слова, а чтение – визуальное общение с ним. Первоосновой влияния книги на читателя является язык. Культура чтения и языковая культура науки – неразделимы.

Тяжело идущие реформы ставят чтение (мы не имеем в виду деловое) на одно из последних мест в жизни современного человека.

Только в начальной школе чтение является самостоятельным предметом. К сожалению, навыки чтения, приобретаемые в этот период, не способны обеспечить адекватный уровень дальнейшей информации – интеллектуальной деятельности учения.

Интерес к чтению и его качество постоянно снижаются. Растёт поколение нечитающих или малочитающих детей.

Чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни, и проблемы чтения затрагивают также все стороны нашей жизни: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие.

Улучшение качества чтения должно стать повсеместным. Проблема противоречий между непрерывным ростом информационных ресурсов, создаваемых человечеством, и возможностями их освоения отдельным человеком в целях жизнедеятельности требует адекватных мер для её решения.

Идёт процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живёт в неблагоприятных условиях и лишён доступа к книжной культуре.

Выяснилось, что преобладающее количество – 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет - регулярно пользуется Интернетом (по данным канадской информационно-познавательной корпорации «Молодёжная культура»).

Современные дети в своём большинстве весьма продвинуты. Широкий информационный поток делает их эрудированными и развитыми, поэтому назрело время для литературы нового типа. Нынешним подросткам нужна книга, которая как увлекает, так и даёт пищу для ума.

Юному читателю нужен современный герой в современном мире.

Дети живут в обществе с размытыми границами между добром и злом, порядочностью и бесчестием, дозволенным и недоступным. Массовая культура навязывает потребительские установки, стремление к комфорту и удобству, девальвируя такие ценности, как порядочность, трудолюбие, любовь, семья.

Ведь повседневность, обыденное мышление формируются как клип – быстрой сменой кадров и впечатлений. Вдумчивому читателю произведение литературы помогает ответить на свои жизненные вопросы.

А помочь в этом может педагог-словесник, дающий возможность человеку высказаться, раскрыться, в том числе и для самого себя, обнаружить в себе самом такие качества, которые живут подспудно и не выявлены, и при этом не боясь ограничений, «одёргиваний», ссылок на авторитеты и авторитарные установки. Так, видимо, и можно определить сверхзадачу в обучении и преподавании литературы на всех уровнях и во всех звеньях.

Русская литература – это литература духовная. Она всегда заботилась и заботится о нравственном состоянии общества, о человеке, будит его чувства, мысли. Поднимает его.

Литература в школе всегда была предметом номер один. Она во многом определяла лицо школы и её выпускников, давала эстетические, моральные ориентиры на всю последующую жизнь. У многих выпускников именно словесник – любимый школьный учитель.

Сегодня литературе в школе нелегко. Минимум часов заставляет «пробегать» произведения, на уроке почти не звучит художественных слов, попадающие в водоворот массовой антикультуры школьники перестают читать. ЕГЭ в виде тестов привёл к тому, что выпускники плохо владеют речью, не могут выразить свою точку зрения, обосновать своё суждение о художественном произведении.

В процессе преподавания литературы каждым педагогом – словесником (школьным учителем или вузовским преподавателем) наряду со многими вырисовывается наиважнейшая проблема – воспитание понимающего, думающего и квалифицированного читателя.

Выработке самостоятельного подхода в постижении литературы, определению собственных позиций способствуют формирование особенных свойств познавательной деятельности и развитие внутренних ресурсов личности. Пробуждению личностного начала во многом помогает акцентирование внимания преподавателя на развивающем факторе обучения, на индивидуально дифференцированном подходе, на активизации творческого мышления, на формировании навыков литературной письменной речи, собственного дара слов.

Как изучение литературы в школе сделать интересным для детей? Как развить у ребят интерес к художественному тексту? Как пробудить на уроке «чувства добрые»?

Читатель и книга… их отношения вечны – поэтому педагог и библиотекарь в этом плане едины.

В современных условиях работа школьных библиотек направлена главным образом на активизацию чтения учащихся, на повышение культуры самостоятельного выбора литературы и в конечном итоге на воспитание всесторонне развитой личности.

Наша библиотека – это библиотека открытого доступа. Ребята должны чувствовать и знать, что их любят и ждут в библиотеке.

А задача библиотеки – воспитать прежде всего хорошего человека, чтобы он не потерялся в этом сложном мире, чтобы он был человеком с большой буквы, любил и уважал свою семью, школу, дом, природу, родной край, был полезен кому-то.

В большинстве случаев ученик идёт в библиотеку за материалами к докладу или реферату по заданию учителя. Таким образом учитель стимулирует чтение, не спрашивая ученика, нравится ли ему это или нет. Такой, не подкрепляемый личностным интересом стимул, действует временно.

Необходимо формировать внутренний стимул чтения, возникающий в том случае, когда ребёнок эмоционально откликается на события, происходящие в художественном произведении, сопереживает его героям, радуется их достижениям и победам.

Чтобы решить данную проблему, мы заинтересовались идеей проведения игровых (сдвоенных) уроков по литературе. В течение уже 15 лет заведующая школьной библиотекой совместно ведёт работу с нашей школой.

Обычная форма урока не всегда эффективна, поэтому приходится придумывать самые разнообразные игровые варианты: в форме викторин, конкурсов, КВН, соревнований, блиц - турниров, читательских конференций и т.д.

Предлагаемые нами разработки игровых уроков по произведениям русской и зарубежной литературы, как программным, так и рекомендованным для внеклассного чтения.

Цель игровых уроков – увлечь детей книгой, а также развить речь, интеллект, повысить культурный уровень школьников.

Как организуются игровые занятия?

Детям заранее, за две-три недели, называют книги, которые они должны прочитать. В библиотеке или в классе устраивают выставки книг писателя с материалами о нём, рисунками и плакатами. На столах раскладывают таблички с названиями команд, листы чистой бумаги, фломастеры, цветные карандаши, ручки. Ребята рассаживаются за столы, объединяясь командой по своему желанию. На игру отводится два спаренных урока. Привнесение духа состязательности оказалось очень плодотворным: позволило резко повысить интерес ребят к литературе, чтению.

Вопросы участникам задаются, как правило, двух типов: требующие конкретного знания текста и точного ответа, а также предусматривающие вариативность ответов. Право высказаться по вопросам второго типа предоставляется всем желающим. Помимо вопросов по тексту, есть интересные задания, связанные с книгой, но не требующие точного знания текста.

После игры подводятся итоги и награждаются победители книгами, блокнотами и т.д.

Кроме того, мы посещаем районные детскую и взрослую библиотеки, где ребят знакомят с новинками книгоиздательств, проводят интересные беседы, викторины, устраивают конкурсы «Лучших читателей» (в этом нам помогают библиотекари ЦДБ и ЦРБ, спасибо им за сотрудничество и понимание).

Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания к урокам внеклассного чтения: сами составляют кроссворды и ребусы, придумывают вопросы, загадки, пишут сочинения, сказки, составляют диафильмы, инсценируют отрывки.

Ведь главное – развитие творческой способности ребёнка, читательских интересов, тренировка памяти.

«Человек рождается не для поражений, а для побед, - утверждали мудрецы. – Ребёнок рождается для успеха».

И наша задача сделать всё, чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика, раскрыть его способности.

И всё же, несмотря на это, наши учителя продолжают своё подвижническое дело, прививают любовь к книге, помогают ребятам в спорах о героях художественных произведений, о событиях, лёгших в их основу, найти свои ориентиры, понять себя, современную жизнь.

Нынешняя действительность, упорно разрушающая систему ценностей, низвергает авторитеты. Эта тенденция, к сожалению, проникает даже на уроки литературы.

Как врачи, мы должны думать о том, чтобы не навредить своим ученикам, чтобы обогатить их знания, мысли, чувства. Для большинства ребят в школе завершается литературное образование. То, что получено на школьных уроках словесности, выпускники понесут в дальнейшую жизнь. Об этом мы и должны всегда помнить.

Опубликовано: 03.08.2015