Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Черданцева Татьяна Андреевна

Организация: КГБОУ АКПЛ

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Перед российской системой образования стоит задача формирования конкурентноспособного выпускника. Достижение этой цели невозможно без опоры на современные информационные технологии.

В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. в главе 1, ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» п.3 говориться: «При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих техно-логических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [2, с. 21-22].

Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) – это современные средства обработки и передачи информации. Они включают специальное оборудование, программное обеспечение, модели и методы их применения. Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне.

Далее представлены основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:

  • мотивированность в использовании различных дидактических материалов;
  • четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;
  • ведущая роль преподавателя в проведении занятий;
  • введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;
  • соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
  • учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;
  • обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;
  • обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

Использование ИКТ при изучении истории и обществознания способствует формированию повышению познавательной активности и учебной мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. При непосредственном применении ИКТ в учебном процессе компьютер позволяет накапливать и расширять дидактическую базу, решает проблему наглядности.

Учащиеся и учителя могут создавать презентации при помощи программы Power Point, а так же использовать уже готовые презентации и мультимедиа-ресурсы. Презентации могут быть «лекционные», иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся. Презентации – «плакаты», т.е. демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Их можно использовать при составлении виртуальных экскурсий по историческим местам, например с использованием различных приложении или расширенной реальности. Самостоятельная работа учащихся может быть представлена в виде интерактивных презентаций.

Важную роль в совершенствовании и модернизации уроков играют мультимедиа-учебники. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.

Применение ИКТ на уроках:

- усиливает положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать
основные принципы активизации познавательной деятельности: Принцип равенства позиций

Принцип доверительности

Принцип обратной связи

Принцип занятия исследовательской позиции.

Кроме того, использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Таким образом, ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, а также обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, что повышает качество образования.

Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – все это может показать учащим- ся новую тему с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя».

Можно выделить следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:

    • работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
    • работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;
    • работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
    • использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.);
    • работа в Front Page: построение web-сайтов как учителем, так и учащимися;
    • работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов, сертификатов и т.д.

Выделяют следующие типы урока с ИКТ-поддержкой: урок с мультимедийной поддержкой, урок с компьютерной поддержкой, урок интегрированный с информатикой, традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов и нетрадиционные уроки.

Урок с мультимедийной поддержкой обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. В данной ситуации роль учителя как источника информации уходит на задний план.

Такой урок содержит:

  • Мультимедийную презентацию;
  • Подробное сценарное описание, детализирующее постановку и пути решения учебных задач, описание технологических приёмов;
  • Вариативность урока в зависимости от поставленных учебных задач;
  • Сопутствующий уроку дидактический раздаточный материал.
  • Контрольно-измерительные материалы, помогающие отследить результативность занятия.

Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди). На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с учебной программой, которая наряду с научно- познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

Урок, интегрированный с информатикой. Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ИКТ, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт средств ИКТ. Этот вариант урока с использованием информационных технологий позволяет осуществить межпредметные связи.

Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов. На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Нетрадиционные формы урока: мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм.

При использовании ИКТ на уроках учащиеся учатся сбирать и хранить информацию; осуществлять поиск информации; воспринимать, понимать, отбирать и анализировать информацию; представлять информацию; планированию информации, коммуникации; моделировать и проектировать. Владение всем перечисленными навыками составляет основу информационной компетентности учащегося.

А также, применение ИКТ делает урок привлекательным и по-настоя- щему современным, происходит индивидуализация обучения, вырабатывается индивидуальный план обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.

 

 

Список литературы:

1. Ивановский Р.И. Информационные технологии в образовании. – М., 2013.

2. Кузнецова Е. Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе. https://journalpro.ru/articles/new- article5aKwIQr627/ (дата обращения: 22.12.2022).

3. «Новый закон «Об образованиии в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: «Эксмо», 2013.

4. ФГОС Основного общего образования [Электронный ресурс]. – Ре- жим доступа: http://isaklysoh.ucoz.ru/fgos/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 22.12.2022).

Опубликовано: 14.12.2024