Никто не забыт!
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Черданцева Татьяна Андреевна
Организация: КГБОУ «АКПЛ-интернат»
Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.
Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Проектная деятельность - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Реализация проектной деятельности заключается в том, что учащимся предлагаются практические ситуации (задачи), с целью развития их способностей и пополнения знаний. При этом роль учителя сводится к тому, чтобы создать все необходимые условия, при которых это будет возможно. Педагог должен развить у ученика стремление к исследовательской деятельности, а также научить принимать собственные решения, основываясь на имеющихся знаниях.
Актуальность. Для того чтобы ученик осознал, что приобретаемые им знания действительно важны, интересны ему, необходимо поставить перед ним и попросить решить значимую именно для него проблему, взятую из повседневной жизни. Нужно организовать работу учащегося таким образом, чтобы для решения поставленной задачи ему потребовались определенные знания, умения и навыки, как уже имеющиеся у него, так и новые, которые ему только предстоит приобрести. В итоге своей работы ученик должен получить реальные результаты.
Поэтому в основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.
Такая деятельность формирует:
- индивидуальные склонности и способности учащихся;
- прививает интерес к разным видам познавательной деятельности, расширяет кругозор;
- развивает ключевые компетенции:
- социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
- коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;
- информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией (например, умение просчитать стоимость затрат на проведение экскурсии);
- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам;
- формирует представления о многообразии мира;
- формирует духовно-нравственные ориентиры в условиях существования мультикультурного мира;
- формирует эмоционально-положительное восприятие отношений с педагогами и сверстниками;
- способствует социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
- ориентирует обучающихся на гуманистический подход в понимании мира.
Этапы и последовательность работы над проектом:
− постановка цели;
− выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
− обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
− самообразование при помощи учителя;
− продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
− исследование: решение отдельных задач, компоновка;
− обобщение результатов, выводы;
- анализ успехов и ошибок, коррекция.
Поскольку участие в проектной деятельности даёт возможность учащемуся продемонстрировать и развить приобретённые им общеучебные умения и знания, проявить интеллектуальные и духовные способности и знания на практике, растет количество участников олимпиад, конкурсов различных уровней. Повышение интереса к предметам сказывается на успешности обучения. Наблюдается активное участие детей во внеурочных мероприятиях социокультурной направленности.
Цель: формирование навыков проектной деятельности у школьников через активные формы работы с учащимися.
Задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- содействовать повышению мотивации к изучению предметов;
- способствовать положительному отношению к знаниям;
- прививать умение использовать, полученные знания на практике;
- создать условия для проявления лицеистами творческих способностей;
- выявить качество и уровень овладения универсальными учебными действиями;
- формирование метапредметных универсальных учебных действий;
- развивать коммуникативные навыки.
Обоснование особенностей, личный вклад.
Активные формы работы с учащимися:
- дискуссия - равноправное обсуждение педагогами и детьми проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение;
- коллективное творческое дело – совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ (подготовка мероприятий различной направленности, организация и проведение экскурсий, посещение театров, музеев и т.д.);
- мастер-класс - демонстрация учащимися своего «мастерства» в какой-либо области и обучение желающих каким-то умениям (проводится в особой торжественной обстановке, во вступлении осуществляется яркая, эмоциональная презентация «мастера», продумывается предварительная реклама мероприятия);
- исследовательский проект;
- марафоны по предметам.
Реализация социального проекта «Я в большом мире» создает условия для развития интереса учащихся к учебным предметам и содержит направления работы создающие условия для успешного выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки программы, но рассчитанные на смекалку, общую эрудицию, логическое мышление, анализ информации, внутреннюю готовность реагировать на события в окружающем мире, эмпатию. Осуществление социального проекта «Я в большом мире» является своеобразным показателем уровня качества знаний, обученности учащихся и помогает выявить наиболее способных учащихся, умеющих мыслить не стандартно, и дальнейшее привлечение их к участию в мероприятиях социокультурной направленности. Сайт КГБОУ «АКПЛ» http://pedliceum.altai.ru/index.php/layout/left-center-right/86-novosti/1036-barnaul-novosibirsk-tuda-i-obratno.
Алтайский край — провинциальный регион РФ в связи с этим реализация социального проекта позволяет:
- учащимся видеть мир вокруг себя, ориентироваться на культурные ценности и достижения малой Родины, страны и мира в целом;
- формировать навыки проектной деятельности у учеников;
- ориентироваться в большом социокультурном пространстве.
В год 78-летия Великой Победы проектная деятельность является очень важным инструментом становления личности учащихся. Учащимся предложена возможность участия в проекте «Никто не забыт!». Проект направлен на воспитание у молодежи чувства национальной гордости, патриотизма. Осознания своей сопричастности к истории страны и малой Родины. Задачи проекта:
- работа в интернет-пространстве с целью поиска информации, создание творческих и исследовательских работ, публикация информации о героях Великой Отечественной войны;
- исследование участия жителей Алтайского края в Великой Отечественной войне.
Направления работы:
- творческая работа: рисунок, стих, сочинение, видеосюжет, компьютерный коллаж;
- научно-исследовательская работа: история семьи, история одного поступка, история Алтайского края в годы Великой Отечественной войны;
- исследовательский проект «История наград Великой Отечественной войны»;
-выставочный материал: фотоархив, семейный альбом.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес учащихся к людям, защищающим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданской позиции, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны.