Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Черданцева Татьяна Андреевна

Организация: КГБОУ АКПЛ

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Перед российской системой образования стоит задача формирования
конкурентноспособного выпускника. Достижение этой цели невозможно
без опоры на современные информационные технологии.
В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. в главе 1, ст. 16
«Реа-лизация образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий» п.3 говориться:
«При реа-лизации образовательных программ с применением
исключительно элек-тронного обучения, дистанционных образовательных
технологий в органи-зации, осуществляющей образовательную
деятельность, должны быть соз-даны условия для функционирования
электронной информационно-образо-вательной среды, включающей в
себя электронные информационные ресур-сы, электронные
образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих техно-логических
средств и обеспечивающей освоение обучающимися образова-тельных
программ в полном объеме независимо от места нахождения обу-
чающихся» [2, с. 21-22].
Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) – это совре-
менные средства обработки и передачи информации. Они включают
специальное оборудование, программное обеспечение, модели и методы
их применения. Развитие информационных технологий и средств
телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и
образовательных программ на качественно новом уровне.
Далее представлены основные дидактические требования,
предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в
образовании с целью повышения эффективности их применения в
образовательном процессе:
мотивированность в использовании различных дидактических
материалов;
четкое определение роли, места, назначения и времени
использования электронных образовательных ресурсов и
компьютерных средств обучения;
ведущая роль преподавателя в проведении занятий;
введение в технологию только таких компонентов, которые
гарантируют качество обучения;

 
 

соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии
проведения учебного занятия;
учет того, что введение в комплект учебных средств электронных
образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ
требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей
методики обучения;
обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;
обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.
Использование ИКТ при изучении истории и обществознания способ-
ствует формированию повышению познавательной активности и учебной
мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную
деятельность школьников. При непосредственном применении ИКТ в
учебном процессе компьютер позволяет накапливать и расширять
дидактическую базу, решает проблему наглядности.
Учащиеся и учителя могут создавать презентации при помощи
программы Power Point, а так же использовать уже готовые презентации и
мультимедиа-ресурсы. Презентации могут быть «лекционные»,
иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя
или обучающихся. Презентации «плакаты», т.е. демонстрация
иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Их можно
использовать при составлении виртуальных экскурсий по историческим
местам, например с использованием различных приложении или
расширеной реальности. Самостоятельная работа учащихся может быть
представлена в виде интерактивных презентаций.
Важную роль в совершенствовании и модернизации уроков играют
мультимедиа-учебники. Учащиеся имеют возможность самостоятельно
приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических
работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых
заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий
носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить
знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно
использовать информацию из учебника, исторических карт и других
средств обучения.
Применение ИКТ на уроках:
- усиливает положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать
основные принципы активизации познавательной деятельности:
Принцип равенства позиций
Принцип доверительности
Принцип обратной связи
Принцип занятия исследовательской позиции.

 
 

Кроме того, использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
(индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые
задания).
Таким образом, ИКТ расширяет возможность самостоятельной
деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, а также
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам, что повышает качество
образования.
Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один
из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконфе-
ренции, видео и анимационные материалы все это может показать учащим-
ся новую тему с более понятной и интересной для каждого из них стороны.
Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя».
Можно выделить следующие формы применения ИКТ на уроках исто-
рии и обществознания:
работа в Word: тексты документально-методических комплексов,
тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и
т.д.;
работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и
учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной
работы;
работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал
(тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.);
работа в Front Page: построение web-сайтов как учителем, так и
учащимися;
работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих
материалов, сертификатов и т.д.
Выделяют следующие типы урока с ИКТ-поддержкой: урок с
мультимедийной поддержкой, урок с компьютерной поддержкой,
урок интегриро-ванный с информатикой, традиционный урок с
использованием Интернет-ресурсов и нетрадиционные уроки.

 
 

Урок с мультимедийной поддержкой обладает достаточным набором
информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При
его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном
случае является, прежде всего, организатором, координатором
познавательной деятельности учеников. В данной ситуации роль учителя
как источника информации уходит на задний план.
Такой урок содержит:
Мультимедийную презентацию;
Подробное сценарное описание, детализирующее постановку и пути
решения учебных задач, описание технологических приёмов;
Вариативность урока в зависимиости от поставленных учебных
задач;
Сопутствующий уроку дидактический раздаточный материал.
Контрольно-измерительные материалы, помогающие отследить
результативность занятия.
Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров,
за которыми учащиеся работают группами или по очереди). На таких
уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся
работают с учебной программой, которая наряду с научно-
познавательным текстом, рисунками включает задания для практической
работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом,
можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний
учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в
усвоении знаний учащимися.
Урок, интегрированный с информатикой. Задачи такого урока:
отрабатывать учебный материал, используя ИКТ, расширять знания
учащихся по изу-чаемым темам за счѐт средств ИКТ. Этот вариант урока с
использованием информационных технологий позволяет осуществить
межпредметные связи.
Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов. На таком
уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического
сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на
CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии,
задачники, словари, справочники, тесты и т.д.), так и образовательные
Интернет-ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю
при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение,
закрепление, контроль).
Нетрадиционные формы урока: мультимедийная школьная лекция,
виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобная
организация образовательного процесса предполагает включение всего
класса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и
индивидуализирова нных форм.

 
 

При использовании ИКТ на уроках учащиеся учатся сбирать и хране-
нить информацию; осуществлять поиск информации; воспринимать, пони-
манимать, отбирать и анализировать информацию; представлять информа-
цию; планированию информации, коммуникации; моделировать и проекти-
ровать. Владение всем перечисленными навыками составляет основу ин-
формационной компетентности учащегося.
А также, применение ИКТ делает урок привлекательным и по-настоя-
щему современным, происходит индивидуализация обучения,
выраьатывается индивидуальный план обучения, контроль и подведение
итогов проходят объективно и своевременно, происходит акти-визация
мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации
школьников.


Список литературы:
1. Ивановский Р.И. Информационные технологии в образовании. М.,
2013.
2. Кузнецова Е. Г. Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках в начальной школе. https://journalpro.ru/articles/new-
article5aKwIQr627/ (дата обращения: 22.12.2022).
3. «Новый закон «Об образованиии в Российской Федерации»: текст с
изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: «Эксмо», 2013.
4. ФГОС Основного общего образования [Электронный ресурс]. Ре-
жим доступа: http://isaklysoh.ucoz.ru/fgos/FGOS_OO.pdf (дата обращения:
22.12.2022)

Опубликовано: 26.12.2022