Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Потёмина Юлия Николаевна

Организация: Детский сад «Созвездие»

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Михайловка

Проектные технологии позволяют выстраивать образовательный процесс в дошкольных учреждениях в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования. Можно естественным образом комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника, представляет собой именно проектирование. Обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие дошкольника.

В ходе проектной деятельности, расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности каждого

ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.

Важным моментом является комплексный подход, который предполагает одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.

Одновременно необходимо осуществлять информационно-просветительскую работу с родителями: оформление стендовых материалов по данной тематике, родительские собрания с включением упражнений тренингового характера, а так же совершенствованию предметной среды в ДОУ. Окружающая среда группы должна быть организована исходя из интересов и увлечений детей.

В ходе проектной деятельности у детей повышается интеллектуальный уровень развития, расширяется круг общения со сверстниками и взрослыми, дети учатся представлять продукт своей исследовательской деятельности, объяснять свой выбор и решение. Участвуя в проектной деятельности, воспитанники получают радостные эмоции, способствующие формированию у них ряда положительных личных качеств.

Проектирование – интересная комплексная деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и объединяет участников образовательного процесса, формирует интегративные качества, потребность саморазвития детей. Применение проектных технологий способствует эффективному развитию интегративных качеств ребенка дошкольного возраста, а главное учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Сегодня метод проектов активно совершенствуется и приобретает все большую популярность, так как рационально сочетает в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.

Проектная деятельность позволяет решить сразу несколько стоящих перед педагогом проблем, а именно, данная форма работы позволяет заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать патриотические чувства. Все это не только облегчает процесс познания, но и активизирует у детей мыслительные процессы, развивает познавательные и творческие способности, а также доброе, заботливое отношение к окружающему миру.

Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.- 64с.

2.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. – С. 23.

3.Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.

4. Львова Л.С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ.// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5

3. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, N5, 2009, стр. 9-11.

Опубликовано: 21.11.2022