Двигательная активность и её значение в период младенчества

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Селина Светлана Анатольевна

Организация: ГКУЗ ВО Муромский Дом ребёнка

Населенный пункт: Владимирская область, г. Муром

Двигательная активность – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется с самого рождения. Все эти движения естественны и оказывают мощное воздействие на физическое, психическое и умственное развитие ребёнка.

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя ЦНС и, тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, т.е. создаётся некоторый её "избыток". Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок. Благодаря двигательной активности:

  • улучшается сон
  • улучшается аппетит
  • поддерживается положительное эмоциональное состояние
  • возрастает интерес к окружающему миру

В научной литературе есть понятие "биологическая достаточность движений". Т.е. это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша (в зависимости от возраста это количество меняется). Именно благодаря двигательной активности ребёнок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.

Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у малышей (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия) постоянно говорят об устойчивой взаимосвязи двигательной активности и умственного развития ребёнка. Объясняется это ещё и тем, что главный и практически единственный способ знакомства с миром для младенца – движение. Через движения он познаёт и исследует окружающий мир, устанавливает когнитивные контакты со средой. Этим объясняется столь важная роль движений в развитии интеллекта.

Сюзанна Миллер, специалист в области психологии детской игры, пишет, характеризуя особенности поведения детей в первые двенадцать месяцев жизни: "Со времени, когда сформирована координация между руками и зрением, тенденция ребёнка касаться всего кажется почти принудительной. Ему очень трудно удержаться, чтобы не потрогать всё, что его окружает, несмотря на запреты. После того, как он начинает ходить, содержимое ящиков, полок, и особенно всякие мелкие объекты, такие, как кнопки, монеты, "кучи" бесполезных предметов, привлекают внимание достаточно длительное время". Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путём совершенствования координации восприятия и движения.

Многие специалисты используют термин "физический интеллект": он означает осознание своего тела и умелое его использование. Это начинается в детстве с освоения таких простых навыков, как переворачивание, ползание, ходьба... и продолжается всю жизнь в плане того, как мы управляем нашей энергией, выносливостью, сном и здоровьем в целом. Т.е. следует дать ребёнку возможность активно двигаться.

М. Монтессори утверждала, что потребность младенца в сенсорных ощущениях не может быть удовлетворена, если он постоянно лежит в коляске или кроватке. В этом случае ребёнок видит потолок (изредка лицо взрослого или подвесные игрушки, к которым быстро теряет интерес). Этого недостаточно для реализации биологической потребности в исследовательском поведении, а, следовательно, и для полноценного развития.

Наиболее важными предпосылками удовлетворения поисковой активности, а, следовательно, условий для интеллектуально-творческого развития в возрасте до 1 года, являются частая смена положения, если ребёнок ещё не умеет самостоятельно передвигаться, и предоставление младенцу во время бодрствования максимум условий для свободных спонтанных движений.

Двигательная активность на ранних этапах развития ребёнка есть не что иное, как потребность в исследовательском поведении, и чрезвычайно важна. По мере взросления её значимость объективно снижается, уступая место более сложным видам деятельности.

Г. Доман утверждал, что нет в истории человечества более любознательных исследователей, чем дети до 4 лет. Он отмечал, что довольно часто взрослые путают детское любопытство с неумением сосредоточиться.

Дети начинают двигаться и получать информацию с первых минут жизни, испытывают безграничную жажду знаний, которую с трудом, но можно уменьшить, если ограничивать его двигательный опыт, пресекать попытки исследовательского поведения, а именно, они стимулируют развитие детского интеллекта, психическое и физическое развитие. Дети трогают, ощупывают разнообразные предметы: тяжелые и лёгкие, мягкие и твердые, острые и тупые. Они рвут и мнут бумагу, разбрасывают игрушки, что-то опрокидывают. А ведь многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях – деформация материала (глина, пластилин, тесто), пересыпание песка, разбрызгивание воды... Появление интереса к этим действиям вызывает желание двигаться, и является первым шагом к проявлению любознательности и реализации стремления к исследовательскому поиску.

Максимально расширяя пространство для реализации двигательной активности ребёнка, следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным, но и немаловажно, чтобы окружение не страдало от деятельности начинающего исследователя. Ребёнку важно дать свободу для экспериментирования. Важно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей.

Специальными экспериментами доказано, что ограничение свободы действия детей выраженное в самых разных формах – ограничение двигательной активности или постоянные "нельзя", "не трогай", "не лезь" – способно серьёзно помешать развитию детской любознательности. Все эти запреты и ограничения (конечно, в разумных пределах) сдерживают порывы ребёнка к исследованиям, а, следовательно, ограничивают возможность самостоятельного творческого изучения и осмысления происходящего.

Необходимо отметить, что полноценное развитие ребёнка зависит от его способности управлять своим телом. Данный процесс упорядочен и подчинён общим биологическим закономерностям. Это проявляется, как в росте и формировании отдельных частей тела, так и в развитии и совершенствовании их функций.

Как мы видим, двигательная активность, её развитие, совершенствование системы восприятия и познания, а также физическое развитие ребёнка тесно взаимосвязаны. Известно, что органы чувств включаются в работу только тогда, когда на них оказывается соответствующее воздействие. Младенец не может обеспечить себя таковыми, ему должен помочь взрослый. Взрослый, беря малыша на руки для кормления, пеленания, купания и т.д., становится источником информации практически для всех органов чувств: слуха, зрения, обоняния, изменения положения тела в пространстве. Такая информация нужна прежде всего для нормальной работы органов чувств. Воздействия должны быть разнообразными. Очень много зависит от первого опыта общения с миром.

Очень важно то обстоятельство, что формирование различных двигательных рефлексов и возможностей в раннем возрасте осуществляется в строгой зависимости от созревания определенных нервных структур и образованием связей. Поэтому спектр движении ребёнка наглядно говорит о степени его нервно-психического развития. Совершенствование моторной деятельности в значительной степени зависит от повторяемости действий.

Для новорождённого ребёнка и ребёнка первых недель жизни движения являются закономерным компонентом эмоционального возбуждения. Отрицательная настроенность – это сигнал о дискомфорте младенца. Дальнейшее распределение двигательной активности младенца в значительной степени отражает формирование сна и бодрствования. Физиологи считают, что имеется суточный минимум активности движений, если ребёнок не смог набрать его во время бодрствования, то его сон будет беспокойным и богатым движениями.

В течение первого года жизни отмечается несколько пиков двигательной активности. Они приходятся на 3-4 мес, 7-8 мес и 11-12 мес первого года жизни. Возникновение этих пиков объясняется формированием новых возможностей сенсорной и двигательной сферы.

Первый пик – комплекс оживления.

Второй пик – формирование бинокулярного зрения и активация ползания (овладение пространством).

Третий пик – начало ходьбы.

Необходимо учитывать и тот факт, что подвижность ребёнка в значительной мере определяется его конституционными особенностями, а также степенью живости и темпераментом. Можно наблюдать детей малоподвижных и сверхподвижных. Крайние формы могут быть обусловлены различными заболеваниями. Многие острые и хронические болезни детей отражаются на двигательной активности, причём часто двухфазно – вначале увеличивают беспокойство и активность, затем их уменьшают.

Ребёнок рождается с набором готовых к "использованию" двигательных операций, т.е. рефлексами, которые из непроизвольных он постепенно переводит под свой сознательный волевой контроль в течение нескольких первых месяцев жизни. Проявление этих реакций является важной информацией о степени развития нервной системы.

Моторная деятельность новорождённого ребёнка складывается из следующих основных компонентов:

  • поддержание мышечного тонуса
  • хаотические спонтанные движения
  • безусловные рефлексы или автоматизмы
  • У здорового новорождённого ребёнка повышен тонус сгибателей конечностей: руки согнуты в локтях, а бёдра и колени подтянуты к животу. Попытка разогнуть их встречает некоторое сопротивление.
  • Хаотические спонтанные движения или импульсивные характеризуются сравнительно медленным ритмом, асимметрией, но двусторонностью, связью с крупными суставами. Часто при этом наблюдается и запрокидывание головы, и разгибание туловища. Эти движения не носят рефлекторного характера.

Физиолог И.А. Аршавский утверждал: "Не возникает сомнения в том, что спонтанные движения новорождённого являются нормальным и необходимым для него феноменом, отражающим состояние здоровья. Не исключается, что спонтанные движения являются тем первичным двигательным арсеналом, из которого впоследствии будут отбираться целенаправленные произвольные движения".

Хочется чуть подробнее остановиться на рефлексах, потому что именно они являются платформой для развития двигательной активности малыша. Рефлексы новорождённого можно разделить на три категории:

  • Стойкие пожизненные автоматизмы. К ним относятся такие, как глотательный, глоточный, роговичный, конъюнктивальный, надбровный, сухожильные рефлексы конечностей.
  • Транзиторные рудиментарные рефлексы. Это такие, как хватательный, Моро, автоматической походки, ползания, Переса, Таланта, ладонно-ротовой, поисковый, ассиметричный шейный тонический, симметричный шейный тонический и др.
  • Рефлексы или автоматизмы только появляющиеся, и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения. К этой группе относятся установочные лабиринтные рефлексы, простые шейные и туловищные установочные, цепные шейные и туловищные рефлексы.

В течение всего года происходит затухание активности рефлексов. Рефлексы второй группы имеются у ребёнка не более 3-5 месяцев. Одновременно со второго месяца начинают формироваться рефлексы третьей группы. Изменение картины рефлекторной деятельности связано с постепенным созреванием головного мозга. Происходят изменения движений, начинают включаться в работу различные группы мышц.

Именно эти двигательные операции помогают малышу приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своём развитии. Новорожденный имеет элементарные формы восприятия, благодаря чему становится возможным познавательное и интеллектуальное развитие. Психомоторное развитие является важным критерием отражающим месяц к месяцу не только психическое, но и соматическое здоровье. По схеме нервно-психического развития детей до 1 года (разработка Э.Л. Фрухт) можно проследить, правильно ли развивается ребёнок.

На первый взгляд, младенец – беспомощное существо, который еще ничего не умеет, но на самом деле это не так. Обоняние, как один из важнейших органов чувств, начинает функционировать сразу после рождения. Проведённые исследования показали, что новорожденные ощущают запахи, реагируют на них изменениями в частоте сердцебиения и дыхания. Такими же особенностями обладают элементарные зрение и слух. Ребёнок жмурится от яркого света, зрачки сужаются, а от резких звуков вздрагивает. У новорожденного прекрасно развита контактная чувствительность, которая играет важнейшую роль в жизни малыша.

Но самая первая и наиболее доступная форма деятельности – это сосание. Именно в этой деятельности проявляется такое важное качество, как способность учиться. Может показаться, что сосание – примитивное действие, однако это не так. Сосание – процесс познавательный и творческий. Исследования показывают, что чем активнее малыш взаимодействует с близкими взрослыми, тем интенсивнее становятся его сосательные движения. Рот становится первым орудием исследования, с помощью которого младенец открывает для себя мир. У новорождённого ощущения и двигательные акты связаны друг с другом. Наиболее интересной в этой связи является реакция ребёнка на получение той или иной информации, о чём можно судить по сосанию пустышки. Если ребёнку показать что-то интересное, можно заметить, как изменяется его поведение, соска во рту "застынет" на некоторое время, но потом интерес пропадёт, и сосание продолжится.

Наблюдая за младенцами, психологи обнаружили, что отсутствие впечатлений даже у здорового, сытого и ухоженного ребёнка может вызвать плач и крик; ребёнок успокаивается и внимательно смотрит, когда ему показывают игрушки, беседуют, прикасаются к нему. Учитывая всё это, необходимо, чтобы младенец, несмотря на кажущуюся беспомощность, получал больше информации, которую он уже в состоянии "перерабатывать".

За первые три месяца младенец приобретает в своём развитии много нового. Один месяц не похож на другой. Развитие идёт стремительными темпами. В тесное взаимодействие вступают зрительные, слуховые, двигательные и голосовые реакции. Мозг работает в активном режиме. Ребёнку надо успеть за 1-1,5 часа бодрствования принять массу информации, многому научиться. Малышу одному с этим не справится, и он с благодарностью принимает помощь взрослого в виде игровых воздействий, тактильных прикосновений, смены положения тела, гимнастики, массажа.

По мере своего развития и с помощью педагогического воздействия ребёнок приобретает относительную власть над своим телом.

Сначала в работу включаются мышцы шеи. Ребёнок начинает поворачивать голову. Постепенно распрямляются согнутые руки и ноги, движения ими пока ещё резкие, хаотичные, но благодаря постоянным упражнениям, приобретают плавный характер. Малыш начинает разжимать и сжимать кулачки. Главное достижение ребенка – это "комплекс оживления", когда малыш по собственной инициативе в ответ на обращение взрослого начинает усиленно двигать ногами, вскидывать ручки, улыбаться и издавать звуки.

Комплекс оживления – это значимая стартовая площадка для новых достижений. С этого момента можно заметить, как решительно ребёнок начинает осваивать мир и восторгать своей активностью. Он начинает бодрствовать до 2 часов, продолжают развиваться зрение и слух. К трём месяцам заканчивается созревание зрительного анализатора, к четырём – слухового. У малыша формируется способность устанавливать зрительно-слуховые и зрительно-двигательные связи. Ценность этих умений в том, что благодаря им малыш учится наблюдать. А под воздействием зрительного и слухового сосредоточения появляются первые координационные движения, новое умение – поворот головы в сторону – способствует расширению кругозора малыша, а главное – формированию устойчивого поля зрения, без которого невозможно координация глаза и руки (при хватании), развития чувства равновесия (для успешного ползания и ходьбы). С этого момента его начинает интересовать любое движение, звук. Русский физиолог И.П. Павлов назвал эту реакцию рефлексом "Что такое?". На его основе в дальнейшем разовьются любопытство, а затем любознательность – ценное качество, ведущее человека к творчеству.

Малыши по-прежнему нуждаются в помощи взрослого. Смена места, игры с зеркалом, тактильные ощущения при соприкосновении с разными предметами очень важны для малыша. Но если ребёнок занят и не нуждается во взрослом, его не следует отрывать от самостоятельных занятий. Это одно из педагогических правил. Под воздействием зрения и слуха ребёнок обретает власть над своим телом, учится управлять им. Группы мышц включаются в работу сверху вниз, верхняя часть туловища раньше нижней, плечи и верхняя часть рук начинают повиноваться раньше, чем рука от локтя и ниже. Верхняя часть ног – раньше, чем ступни. Развитие движения рук начинается с момента возникновения комплекса оживления, случайные действия становятся целенаправленными. Формируется зрительно-моторная координация рук. Взять игрушку из рук взрослого – сложный процесс взаимодействия глаз-рука. Ребёнку необходимо соотнести движение руки с тем, что фиксирует глаз (направление, величину, расстояния). Ребёнок не только захватывает, но и удерживает предмет. Малыш проявляет довольно решительные действия, чтобы узнать больше о предмете – тянет в рот, ощупывает.

Можно с уверенностью сказать, что в период от трёх до шести месяцев закладываются основы развития сенсорной сферы. В этом возрасте увеличивается общая двигательная активность малыша. Лёжа на животе, он, подтянув под себя ноги, поднимает нижнюю часть туловища, готовится к ползанию. Если ребёнка взять за руки, он начинает поднимать голову с верхней частью туловища и, что немаловажно, движения доставляют ребёнку огромное удовольствие. Ещё более активно малыш начинает двигаться, видя положительные эмоции взрослого. А в тесном игровом общении со взрослым он осваивает познавательные действия и получает массу удовольствия, и импульс к дальнейшему завоеванию окружающего мира.

В возрасте от 6 до 9 месяцев часы бодрствования малыша наполняются разнообразной активной деятельностью. В этом периоде главное его достижение – сложное развитие двигательной активности. Ребёнок старается завладеть игрушкой, пытается сесть, вставать, ползти, стоять и даже переступать. По собственному желанию он меняет позу и местоположение, что влечёт за собой смену деятельности. Но малыш ждёт постоянной заинтересованности и эмоциональной поддержки со стороны взрослого. Ребёнку ещё сложно удержать равновесие, он напряжён и быстро устаёт. В это период ребёнку всё ещё необходима помощь взрослого. Благодаря постоянным занятиям и упражнениям, сформировавшемуся мышечному корсету ребёнок быстро осваивает различные позы. Ребёнок может самостоятельно добраться до нужного предмета, взять и удовлетворить своё любопытства. Расширяются рамки его кругозора, становится богаче жизненный опыт. Взрослому следует знать важное положение: для развивающегося организма наиболее ценным является овладение сначала моторными функциями (движение с изменением положения в пространстве), а затем статические (способность удерживать определённое положение тела).

В возрасте 7-8 месяцев появляются координация, точность, ловкость движений, в работу включаются все пальцы рук, приспосабливаясь к конфигурации игрушек. Ребёнок по-разному действует с предметами, но, получая случайный результат, пытается закрепить его повторными действиями. Важно помнить, что возраст 7-8 месяцев – важная пора жизни ребёнка: в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. С этого момента малыш способен запоминать специфику действия с предметами. Следует заметить, что эти действия направлены на воспроизведение чувственного впечатления. Отсюда многочисленные повторения желаемого результата. Ребёнок подражает действиям окружающих, учится новым для себя действиям игры, развиваются память, мышление, он приобретает самостоятельность и независимость. Теперь взрослый выступает в новом качестве – как партнёр. Малыш начинает понимать речь взрослого, произносить первые слоги, появляется интерес к картинному материалу и действиям детей. Положительные эмоции, разнообразные впечатления поддерживают активность ребёнка, желание общаться, обучаться.

Возраст от 9 до 12 месяцев – это период приобретения навыков самообслуживания. Психологи отмечают, что активность ребёнка данного возраста можно рассматривать как устойчивую межличностную характеристику, которая проявляется в отношении к людям, предметам, самому себе. Ребёнок хочет делать всё сам – начинает ходить, произносить первые слова, участвовать в деятельности взрослого, но по-прежнему нуждается в ласке, внимании, опеке.

Не все малыши начинают ходить в этом возрасте. Готовность к ходьбе – сложное образование. Чувство равновесия и координации появляются у детей в разное время – от 10 до 15 месяцев. Разница в сроках обусловлена тем, что созревание мозга и тела индивидуально для каждого ребёнка. Многое зависит от силы мышц малыша и достаточной скоординированности его движений, от уверенности в себе и имеющихся стимулов.

Малыши с радостью подражают взрослым в выполнении различных действий. Главное – интерес и инициатива ребёнка. Важно проговаривать всё, что взрослый делает с ребёнком, тем самым обогащается пассивный словарь малыша. Следует помнить, что ребёнок не подражает языку взрослых, а осваивает его в развитии. Что касается активной речи, следует прислушиваться, откликаясь на его голосовые проявления во время общения, двигательной активности. Смысл речи в том, чтобы установить общение. Если поняли малыша – значит, между взрослым и ребёнком состоялось языковое общение. К концу года у ребёнка начинает формироваться одна из сложных мыслительных операций – общение. В этом возрасте ребёнок начинает действовать с игрушками в соответствии с их свойствами – вкладывает, вынимает, снимает, надевает, начинает выполнять одно игровое действие с двумя-тремя однотипными игрушками. Его действия направлены на достижение результата. К 12 месяцам концентрирует внимание, ориентируясь лишь на установку взрослого: "Давай посмотрим", "Открой" и т.п.. Ребёнок совершает действия не только подражая взрослому, но и выполняя его словесные указания. У ребёнка постепенно формируется, а к концу года постепенно детализируется образ собственного "я". Ребёнок требует, чтобы с ним считались, умеет выражать своё отношение к происходящем, это рассматривается как ценное достижение в его развитии.

Как мы видим, от практически беспомощного существа до маленького человека, самостоятельно передвигающегося на двух ногах и активно говорящего, младенец прогрессирует с удивительной быстротой. От рождения до года развитие ребёнка протекает активно и целенаправленно. Чем более благоприятные условия предоставить малышу для развития, тем больших успехов он может достичь.

 

 

Литература:

  1. Развитие и воспитание детей в домах ребёнка: Под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007;
  2. Ребёнок от рождения до года: Под ред. Теплюк С.Н. – М.: Мозаика-синтез, 2005;
  3. https://www.babyblog.ru/user/Juliette87/179232 - Влияние физического развития малыша на его интеллект

https://m.ilive.com.ua/family/dvigatelnaya-aktivnost-rebenka-zakonomernosti-formirovaniya_113432i15868.html - Двигательная активность ребенка: закономерности формирования. Алексей Портнов, медицинский редактор

Опубликовано: 24.08.2022