Проблема адаптации детей в домах ребенка

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Сергеева Марина Валентиновна

Организация: ГКУЗ ВО МДРС

Населенный пункт: Владимирская область, г. Муром

Адаптация (приспособление) — это процесс активного взаимодействия организма со средой. Существует две формы адаптации - это биологическая (к климатогеографическим условиям) и социальная адаптации.

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста в домах ребёнка - это проблема адаптации к новым условиям детского учреждения и к коллективу сверстников. Известно, что развитие и познавательная активность ребёнка напрямую связана с эмоциональным комфортом. Говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить четыре основных варианта: ребенок в первые месяцы жизни переводится в дом ребенка прямо из родильного дома или больницы; в соответствии с возрастом переходит в другую группу; перевод детей в другое детское учреждения или в семью; ребёнок поступает из неблагополучной социальной среды.
1. Дети первой половины первого года жизни легче всего реагируют на смену обстановки, тем более что они попадают в адекватно организованные условия жизни.
2. Если ребёнок находится в детском учреждении с рождения, уже прошёл период адаптации, у него сформировалась стойкая привязанность, то перевод его из группы в группу проходит спокойно. У таких детей всегда лёгкая адаптация (от 1-2 дней до 1-2 недель), заболеваний не возникает. И это понятно, ведь, социальная среда, в которой находится ребёнок, значительно не меняется: температурный режим, питание, режим дня, педагогическое воздействие практически не изменяется. Педагоги заранее знакомятся с детьми; переводя ребенка, воспитатели рассказывают о его привычках и предпочтениях, разрешают ему принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из старой группы (если он был к ним привязан); в течение адаптационного периода не меняется режим, не назначаются прививки или другие травмирующие процедуры. Воспитателям принимающим детей, нужно только помочь ребёнку наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в группе, ведь контакты малышей практически всегда сопровождаются яркими эмоциями.

Чтобы детям легче было адаптироваться к условиям семьи усыновителей, в своей работе мы учитываем все необходимые моменты при формировании и тренировке адаптационных возможностей:
1. Начиная с 1года, показываем детям живых домашних животных, уличный транспорт, проводим экскурсии по территории Дома ребёнка и т. д.,
2. С 1.6 лет знакомим детей со старшими ребятами (проводим совместные утренники и развлечения),
3. Детей с 2 лет активно выводим за пределы дома ребенка (походы в парк, к железной дороге, в дельфинарий),

4. По возможности организовываем встречи со школьниками, студентами, находим различные средства, расширяющие познавательные возможности малышей (приглашение различных театров, цирков).

Что касается вновь поступающих детей из неблагополучных социальных условий, то здесь всё значительно сложнее. Понятно, что при приеме в дом ребёнка малыша из неблагополучной социальной среды резко меняются привычные для малыша условия, он чувствует себя потерянным, никому ненужным. Стрессовая ситуация выражена очень сильно. Имеет значение и тот факт, что обычно вновь поступающий ребенок, сначала помещается в изолятор, а потом переводится в группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию. За время пребывания в изоляторе ребенок не редко не заканчивает адаптацию, а его перевод в группу вызывает резкое обострение всех негативных проявлений. При поступлении из неблагоприятных социальных условий про ребенка мало что известно: его режим дня, питания, характер бодрствования, привычки, отношение к игрушкам, детям, взрослым. Не известно была ли у них какая либо привязанность, или нет, а если и была, то к кому и как сильна. Такие дети зачастую ослаблены физически, труднее переживают изменения в жизни.

  • всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, а также факторы, определяющие тяжесть адаптационного периода, и наметить пути профилактики тяжелой адаптации. Весь период привыкания можно разбить на три этапа: 1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены сдвиги в поведенческих параметрах, ряд признаков, характеризующих нарушения в соматическом состоянии (например, уменьшение массы тела), снижение сопротивляемости к инфекциям и др. 2. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются отклонения в различных системах, причем происходит это не синхронно. Быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего приходит в норму игра и речевая активность (до 60 дней). 3. Период компенсации, или адаптированности к данным условиям, когда жизнедеятельность организма нормализуется, т. е. достигает исходного уровня, а иногда и превышает его. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, имеют меньшие возможности для тренировки адаптационных механизмов, а следовательно, и более низкий уровень социальной адаптированности. Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, ограниченные контакты с внешним миром приводят к жестко закрепленным стереотипам поведения в статичных условиях. Поэтому всякий переход к изменившимся условиям является сильным стрессовым фактором. К тому же почти у всех детей в домах ребенка имеются отягощенный биологический и социальный анамнез, отклонения в развитии и состоянии здоровья, что, безусловно, снижает выносливость нервной системы. Это сказывается и на возможностях к социальной адаптации. В доме ребенка существует несколько критических ситуаций: • поступление ребенка из больницы; • поступление ребенка из семьи; • переход из изолятора в группу; • переход из группы в группу, сопровождающийся сменой обслуживающего персонала;

• усыновление; • перевод в детский дом.

Особенности исходного состояния здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам адаптационного синдрома.

У детей в доме ребёнка чаще регистрируется вторая форма тяжелой адаптации – форма адаптационного синдрома.

Адаптационный синдром у детей характеризуется:

  • Длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с патологическими состояниями;
  • Длительное снижение аппетита, в отдельных случаях может возникать стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении;
  • Сон нарушен на протяжении длительного времени; засыпание медленное ( 30 – 40 мин.), сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождается плачем.
  • Снижена ориентировочная активность. Ребёнок стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение, к взрослым отношение избирательное;
  • Эмоциональное состояние длительно нарушено. Ребёнок либо плачет в течение бодрствования, либо плач и хныканье сменяется состоянием пассивности, безразличия.
  • Состояние пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга.
  • Резко снижается двигательная и речевая активность.
  • Ребёнок капризен, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во сне, легко пугается.
  • Изменения к лучшему происходят очень медленно. Улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивого и пассивного состояния.
  • Темп НПР замедляется. Ребёнок начинает отставать на 1 – 2 эпикризных срока в развитии речи, игровой деятельности.

Легче всего реагируют на смену обстановки дети первого года жизни, поступившие из больницы, в особенности, если ребенок минует изолятор. После 1 г. жизни, когда у ребенка уже сформируется привыкание к условиям жизни, смена этих условий достаточно тяжела.

  • жизни в условиях дома ребенка включает в себя элементы оздоровительно-воспитательной работы. Однако есть моменты, которые необходимо учитывать при формировании и тренировке адаптационных возможностей ребенка.
  1. Необходимо обеспечить оптимальное состояние здоровья и развития ребенка. 2. Целесообразно ограничить количество обслуживающего персонала для детей до двух лет, чтобы обеспечить определенную стабильность состава взрослых, которые постоянно общаются с детьми. 3. Начиная с 12–13 мес. необходимо знакомить ребенка через постоянно обслуживающего его взрослого с другими сотрудниками дома ребенка, а если можно, то и со старшими детьми, показывая ему различные помещения дома ребенка, животных, уличный транспорт и т. д. Взрослый, постоянно обслуживающий малыша, может брать его к себе домой, в гости. 4. На 3-м году жизни надо активнее выводить детей за пределы дома ребенка, организовывать встречи со школьниками, находить различные средства, расширяющие познавательные возможности малыша. Что касается вновь поступающих детей, то здесь следует учитывать, откуда поступает ребенок (из родильного дома, стационара). При этом в первое время важно сохранить тот температурный режим, в котором длительное время пребывал ребенок. На первый план выходит изменение режима питания: в первую очередь следует увеличить на 50-100 г (в зависимости от возраста) количество выпиваемой жидкости; целесообразно давать пить физиологический раствор с добавлением глюкозы. Не следует проводить специальных закаливающих процедур до окончания периода адаптации.
  2. При переводе ребенка из группы в группу надо заранее (за 1–2 мес.) знакомить его с интерьером новой комнаты, с обслуживающим персоналом, с детьми. В первые дни в новой группе ребенок особенно нуждается во внимательном отношении, ласке, в том, чтобы его чаще брали на руки. Можно разрешить ему принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из старой группы. В течение адаптационного периода нельзя менять режим, назначать прививки или другие травмирующие процедуры. В листе адаптации или в дневнике группы следует фиксировать качество сна, аппетита, особенности поведения ребенка, чтобы можно было точно определить окончание острого адаптационного периода. 6. При приеме в дом ребенка малыша из семьи все организуется так же, как при обычном поступлении ребенка в дошкольное учреждение. Однако, надо помнить, что резко меняются привычные для малыша условия, он теряет близких, чувствует себя потерянным, никому ненужным. Стрессовая ситуация выражена очень сильно и может возникнуть адаптационный синдром. Задача персонала – обеспечить возможно больший личностный контакт с ребенком, правильно и сдержанно реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое испытание. Имеет значение и тот факт, что обычно вновь поступающий ребенок, если он не переводится непосредственно из родильного дома, сначала помещается в изолятор, а потом переводится в группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию, и это следует учитывать. Если условия пребывания в изоляторе таковы, что игрушек там недостаточно, да он и не умеет играть один, а взрослые часто меняются, то у ребенка развивается более выраженный адаптационный синдром. В этом случае за время пребывания в изоляторе ребенок не заканчивает адаптацию, а его перевод в группу вызывает резкое обострение всех негативных проявлений, что приводит либо к острому респираторному заболеванию, либо к стойким невротическим реакциям. Примерно через неделю после того, как период адаптации будет закончен, можно переводить ребенка в группу; очень хорошо, если в первые 2–3 дня он будет там с человеком, который уже знаком ему по изолятору. 7. Совершенно особая ситуация возникает, когда ребенка отдают на усыновление. Ему обеспечивают лучшие условия жизни, он получает заботу и ласку от людей, которые должны стать близкими ему и родными. Как правило, люди, стремящиеся усыновить ребенка, преисполнены самых благих намерений. И вдруг оказывается, что славный малыш превратился в озлобленного зверька, что он ничего не хочет, не ест, не спит, капризничает. В конце концов он чаще всего заболевает или дает выраженные невротические реакции – у него развивается тяжелый адаптационный синдром. Этого можно избежать, если правильно провести процесс усыновления. Будущие родители должны в течение достаточно длительного времени (1–3 мес.) навещать малыша в доме ребенка, наблюдать особенности его поведения в группе, завязать с ним личностные, эмоционально-положительные отношения с тем, чтобы ребенок радовался их приходу. При этом не обязательно каждый раз приносить новую игрушку или сладости, надо больше общаться с ребенком, играть и гулять с ним, брать его на руки, чтобы у него появилось чувство защищенности в присутствии именно этого, конкретного взрослого. После того как такие контакты станут достаточно привычными, можно брать ребенка домой: сначала просто в гости, затем взять на субботу и воскресенье и только потом, когда малыш будет стремиться «домой», оставить его на более длительный срок. Если в течение одного месяца пребывания дома ребенок станет раздражительным, капризным, полезно поехать с ним в гости в дом ребенка – это часто снимает напряжение. Усыновление – сложный, длительный процесс. Будущие родители должны представлять себе ожидающие их трудности и знать, как их преодолеть. Необходимо отметить, что дети, поступающие в дом ребенка с диагнозом энцефалопатия, перенесшие родовую травму, более чувствительны к стрессовым воздействиям и более подвержены эмоциональному стрессу. Такие дети нуждаются в консультации психоневролога. Как правило, детям первого и второго года жизни на период адаптации лучше назначить режим на один возрастной период ниже. Нормализация показателей поведения будет сигналом к переводу ребенка на физиологический возрастной режим. Однако еще в течение недели следует более пристально наблюдать за ребенком, так как перевод на обычный режим иногда вызывает резкое ухудшение эмоционального состояния. Персонал дома ребенка обязан знать, во-первых, характерные признаки адаптационного синдрома, во-вторых, те ситуации, которые утяжеляют период привыкания ребенка к новым для него условиям, и в-третьих, четко представлять всю систему мероприятий, предупреждающих тяжелый адаптационный синдром. Все это крайне важно: если при первой социальной адаптации ребенок приобретает тяжелый адаптационный синдром, он тяжело адаптируется и в последующем. А каждая повторная тяжелая адаптация значительно затрудняет оптимальное развитие личности.

 

Использованные источники информации:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт. Сост. Белкина Л. В., - Воронеж 2006.
  2. Доскина В.А. «Развитие и воспитание детей в домах ребенка». - Москва, 2007.
  3. Печора К. Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М. Сфера, 2012.
Опубликовано: 28.02.2022