Деятельность классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья младших школьников

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Игнатова Эвелина Анатольевна

Организация: МОУ ЦО № 2

Населенный пункт: Тульская область, г. Ясногорск

В рамках здоровьесберегающей концепции образования встаёт задача воспитания у обучающихся потребности в сохранении и укреплении здоровья, формирования у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального поведения. Важную роль в роль в сохранении и укреплении здоровья школьников играет деятельность классного руководителя.

Классный руководитель, реализуя спортивно-оздоровительное направление деятельности, строит воспитательную работу классе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, использует в деятельности здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, программы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Для эффективного использования здоровьесберегающих технологий классный руководитель должен владеть объективной картиной психического и физического здоровья учеников своего класса, для чего тесно сотрудничать с медицинским работником школы и психологом, иметь медицинские показатели по каждому ученику.

Классный руководитель осуществляет санитарно-гигиеническую работу по организации жизнедеятельности детей в школе, организует и проводит в классном коллективе мероприятия по профилактике частых заболеваний учащихся, классные часы по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, употребления курительных смесей, детского травматизма на дорогах, пожарной безопасности; организует питание младших школьников; организует и проводит профилактическую работу с родителями, встречи родителей с представителями правоохранительных органов, работниками КДН, ПДН, медицинскими работниками.

Культура здоровья должна воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это благоприятное социальное окружение, духовно – нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отсутствие вредных привычек, положительные эмоции. Одним из важных факторов, влияющих на здоровье детей, особенно младшего школьного возраста, является эмоциональное благополучие. Отсюда задача классного руководителя – создать каждому ребенку такие условия, чтобы сохранить эмоциональное здоровье, тогда будет сохраняться психическое и физическое здоровье, повысится творческая активность и успеваемость.

Для успешного решения вопроса здоровьесбережения и здоровьесохранения обучающихся необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогических работников, обучающихся, родителей. Примером такого взаимодействия является осуществляемая в классном коллективе на протяжении четырех лет обучения программа «Мое здоровье», в ходе реализации которой посредством непринуждённой беседы и игровой деятельности формируется здоровье ребёнка, воспитывается мотивация гигиенического, безопасного, нравственного поведения.

Цель программы: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, формирование осознанного подхода к управлению собственным организмом и обеспечению его духовно – нравственного и физического здоровья, приобщение детей младшего школьного возраста к основам рационального питания и ценностям здорового образа жизни, осознанного использования полученных знаний в повседневной жизни.

Деятельность классного руководителя при исполнении программы:

Пропаганда здорового образа жизни.

Формирование у обучающихся позитивного и деятельностного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья и профилактику заболеваемости.

  • профилактической работы по предупреждению бытового травматизма.

Создание условий для физической активности детей, формирование положительного отношения к урокам физической культуры, организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Сотрудничество учителями-предметниками.

Сотрудничество с медицинским работником школы и школьным психологом.

Сотрудничество с родителями обучающихся: вовлечение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей: проведение внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся с приглашением родителей: спартакиады, дни здоровья, фестивали здоровья, выезды на природу и пр.); организация семейной проектно-исследовательской деятельности по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Организация просветительской работы с родителями (лекторий). Родительское собрание «Понятие о здоровье. Основные принципы здорового образа жизни». «Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья». «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике вредных привычек». «Профилактика простудных заболеваний». Круглый стол «Здоровье наших детей». «Гигиена младшего школьника». «Что такое режим. Значение режима дня для сохранения и укрепления здоровья младшего школьника». «Режим дня первоклассника». «Здоровые привычки - здоровый образ жизни». Практикум «Составление примерного режима дня младшего школьника». «Режим питания как один из факторов укрепления здоровья». «Профилактика бытового травматизма и средства оказания первой помощи». День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья». Организация и проведение совместно с родителями мастер-классов на темы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровым быть здорово!», «Советы доктора Айболита», «Витаминный калейдоскоп», «Азбука здоровья», «Здоровье – твое богатство».

Проведение тематических классных часов и бесед в группах, предметных – игр - квестов по тематике: «Здоровый образ жизни – основа моего успеха». «Избавление от вредных привычек». «Путь к здоровью». «Здоровые зубки». «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение». «Берегите зрение». «Да здравствует мыло душистое». «В поисках клада здоровья». «Уроки Мойдодыра». «Режим дня». «Закаливание организма». «Культура поведения в общественных местах. Соблюдение чистоты в общественных местах: в классе, столовой, школьном коридоре, в общественном транспорте, на игровой площадке». «Правила поведения за столом». «Культура питания». «Питание - основа жизни. Гигиена питания». «Понятие о здоровой и полноценной пище. Рацион младшего школьника». «Гигиена школьника». «Что такое хорошие и вредные привычки». «Учимся отдыхать». «Ты и телевизор». «Ты и Интернет». «Знакомство с заболеваниями опорно - двигательного аппарата. Профилактика нарушений осанки. Роль физкультминуток в оздоровлении учебного процесса». «Как сделать сон полезным. Роль физкультуры и спорта в укреплении физического здоровья». «Опасные факторы современного жилища и школы. Первая медицинская помощь при порезах и ссадинах». «Польза активного отдыха во время летних каникул. Правила безопасного поведения».

Самостоятельная подготовка обучающимися материалов для «Уголка здоровья»: «Мое здоровье», «Как работает мое сердце», «Профилактика вредных привычек», «Наши друзья - мыло и вода», «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Важным моментом в деятельности классного руководителя по здоровьесбережению младших школьников является выявление и сопровождение обучающихся различных категорий:

1)Дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в развитии жизнестойкости, ресурсного отношения к здоровью.

Действенным способом является демонстрация и обсуждение примеров людей с ограниченными возможностями здоровья, которые, несмотря на свой недуг, стали успешными в жизни. Важным аспектом формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ является отработка с ними практических навыков соблюдения личной гигиены, организации режима дня (и, в частности, культуры учебного труда), питания, навыков конструктивного социального взаимодействия и т.д.).

2) Дети с девиантным поведением.

Индивидуальная и групповая коррекционная работа направлена на выявление и устранение индивидуальных факторов деформации картины здоровья, повышение ценности здоровья и жизни, поиск позитивных стимулов к удержанию от проявлений девиантного поведения, создание для них ситуации социальной успешности в контексте приобщения к здоровому образу жизни.

Одним из эффективных способов такой работы является вовлечение обучающихся с девиантным поведением в волонтерскую деятельность, в том числе направленную на приобщение сверстников, детей младшего возраста к экологически целесообразному, здоровому и безопасному образу жизни.

3) Дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, часто имеют наглядный пример деструктивного отношения взрослых к своему здоровью, ценность здоровья у них нередко снижена. Важно вовлечь таких учащихся в социальные практики ( в волонтерскую деятельность, экологические проекты и т.п.), где они будут ощущать свою востребованность, причастность к социально значимой деятельности, одновременно получат опыт успешности и, вместе с этим, «пропустят через себя» знания в области здорового и безопасного образа жизни.

4) Одаренные дети, чья деятельность связана с повышенным интеллектуальным, физическим, психологическим напряжением, нуждаются в индивидуальном педагогическом сопровождении в области формирования экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, в первую очередь – в аспекте формирования культуры труда (учебного и иного, связанного с характером выдающихся способностей учащегося). Одаренным детям важно развивать представления о значимости здорового образа жизни как важнейшего ресурса достижения успешности в жизни и в выбранной деятельности, как необходимого условия их эффективной самореализации.

В ходе целенаправленной систематической работы классного руководителя происходит приобщение младших школьников к основам рационального питания и ценностям здорового образа жизни, формируется опыт здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, происходит изменение мировоззрения личности, формирование осознанного подхода к управлению собственным организмом и обеспечению его духовного и физического здоровья,

Следует помнить, что использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения будет успешно только в том случае, если они будут основаны на личном примере классного руководителя. Утренняя зарядка, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будет классный руководитель, стилем своей жизни показывающий ценность здоровья и значимость здорового образа жизни

Опубликовано: 03.11.2021