Особенности понимания культуры через деятельностный подход

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Голотин Александр Валерьевич

Организация: Средняя школа №82

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

С точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Слово «технология» следует понимать в широком смысле, поскольку в данном случае оно обозначает любые способы, при помощи которых индивид реализовывает свою деятельность. Основной принцип его действия удовлетворение своих потребностей. В этом процессе создаются взаимоотношения между людьми, итогом которых создание социального мира. В дальнейшем в строительстве указанного нами мира человеком может возникнуть опасность разрушения всего созданного им. Ведь деятельность людей зачастую носит разрушительный характер (глобальные проблемы). Существование человеческого рода может стать под угрозой. С другой стороны в процессе преобразования действительности создаются морально-нравственные ориентиры, которые хранятся в ядре народа и передаются из поколения в поколение. В определенных обстоятельствах эти противоречия вступают в борьбу. В этом противоборстве раскрывается базис общества, а именно переход самодеятельности к созданию культуры. То есть культура согласно деятельностному подходу является способом создания, регулирования, сохранения и формирования социума.

Анализ научных материалов, направленный на изучение тезиса «культура – сложное явление», показал, что культура связана с бытьем человека, его деятельностью и формами организации его социума. Кроме этого, ученые указывают, что её целесообразно рассматривать, как духовный мир человечества. С этой точкой зрения, культура и общество находятся во взаимосвязанном динамичном процессе, в котором индивид находит смысл своего существования. Однако дать единое определение к выбранному нами явлению является не возможным по следующим причинам, во-первых, культура является объектом изучения различных гуманитарных дисциплин, а во-вторых, по сей день формируются новые концепции культурологи, в которых выявляются новые особенности культуры.

 

Литература:

  1. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
  2. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: «Мысль», 1983. 279с.

Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. 147 с.

Опубликовано: 28.12.2020