Поклонимся великим тем годам!

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Черданцева Татьяна Андреевна

Организация: КГБОУ АКПЛ-интернат

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Автор: Будылина Ольга Михайловна

Организация: МБОУ СОШ №64

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Проектная деятельность - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Реализация проектной деятельности заключается в том, что учащимся предлагаются практические ситуации (задачи), с целью развития их способностей и пополнения знаний. При этом роль учителя сводится к тому, чтобы создать все необходимые условия, при которых это будет возможно. Педагог должен развить у ученика стремление к исследовательской деятельности, а также научить принимать собственные решения, основываясь на имеющихся знаниях.

Актуальность. Для того чтобы ученик осознал, что приобретаемые им знания действительно важны, интересны ему, необходимо поставить перед ним и попросить решить значимую именно для него проблему, взятую из повседневной жизни. Нужно организовать работу учащегося таким образом, чтобы для решения поставленной задачи ему потребовались определенные знания, умения и навыки, как уже имеющиеся у него, так и новые, которые ему только предстоит приобрести. В итоге своей работы ученик должен получить реальные результаты.

Поэтому в основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

 

Такая деятельность формирует:

  • индивидуальные склонности и способности учащихся;
  • прививает интерес к разным видам познавательной деятельности, расширяет кругозор;
  • развивает ключевые компетенции:

- социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

- коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

- предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;

- информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

- автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;

- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией (например, умение просчитать стоимость затрат на проведение экскурсии);

- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам;

  • формирует представления о многообразии мира;
  • формирует духовно-нравственные ориентиры в условиях существования мультикультурного мира;
  • формирует эмоционально-положительное восприятие отношений с педагогами и сверстниками;
  • способствует социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
  • ориентирует обучающихся на гуманистический подход в понимании мира.

Этапы и последовательность работы над проектом:
− постановка цели;

− выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

− обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

− самообразование при помощи учителя;

− продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

− исследование: решение отдельных задач, компоновка;

− обобщение результатов, выводы;

- анализ успехов и ошибок, коррекция.

Поскольку участие в проектной деятельности даёт возможность учащемуся продемонстрировать и развить приобретённые им общеучебные умения и знания, проявить интеллектуальные и духовные способности и знания на практике, растет количество участников олимпиад, конкурсов различных уровней. Повышение интереса к предметам сказывается на успешности обучения. Наблюдается активное участие детей во внеурочных мероприятиях социокультурной направленности.

Цель: формирование навыков проектной деятельности у школьников через активные формы работы с учащимися.

Задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • содействовать повышению мотивации к изучению предметов;
  • способствовать положительному отношению к знаниям;
  • прививать умение использовать, полученные знания на практике;
  • создать условия для проявления лицеистами творческих способностей;
  • выявить качество и уровень овладения универсальными учебными действиями;
  • формирование метапредметных универсальных учебных действий;
  • развивать коммуникативные навыки.

 

Обоснование особенностей, личный вклад.

Активные формы работы с учащимися:

  • дискуссия - равноправное обсуждение педагогами и детьми проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение;
  • коллективное творческое дело – совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ (подготовка мероприятий различной направленности, организация и проведение экскурсий, посещение театров, музеев и т.д.);
  • мастер-класс - демонстрация учащимися своего «мастерства» в какой-либо области и обучение желающих каким-то умениям (проводится в особой торжественной обстановке, во вступлении осуществляется яркая, эмоциональная презентация «мастера», продумывается предварительная реклама мероприятия);
  • исследовательский проект;
  • марафоны по предметам.

Реализация социального проекта «Я в большом мире» создает условия для развития интереса учащихся к учебным предметам и содержит направления работы создающие условия для успешного выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки программы, но рассчитанные на смекалку, общую эрудицию, логическое мышление, анализ информации, внутреннюю готовность реагировать на события в окружающем мире, эмпатию. Осуществление социального проекта «Я в большом мире» является своеобразным показателем уровня качества знаний, обученности учащихся и помогает выявить наиболее способных учащихся, умеющих мыслить не стандартно, и дальнейшее привлечение их к участию в мероприятиях социокультурной направленности. Сайт КГБОУ «АКПЛ» http://pedliceum.altai.ru/index.php/layout/left-center-right/86-novosti/1036-barnaul-novosibirsk-tuda-i-obratno; группа В Контакте МБОУ «СОШ №64» https://vk.com/mboyschool64.

Алтайский край — провинциальный регион РФ в связи с этим реализация социального проекта позволяет:

  • учащимся видеть мир вокруг себя, ориентироваться на культурные ценности и достижения малой Родины, страны и мира в целом;
  • формировать навыки проектной деятельности у учеников;
  • ориентироваться в большом социокультурном пространстве.

В год 75-летия Великой Победы проектная деятельность является очень важным инструментом становления личности учащихся. 2020 год объявлен годом Памяти и Славы. Учащимся предложена возможность участия в проекте «Поклонимся великим тем годам». Проект направлен на воспитание у молодежи чувства национальной гордости, патриотизма. Осознания своей сопричастности к истории страны и малой Родины. Задачи проекта:

- работа в интернет-пространстве с целью поиска информации, создание творческих и исследовательских работ, публикация информации о героях Великой Отечественной войны;

- исследование участия жителей Алтайского края в Великой Отечественной войне.

Направления работы:

- творческая работа: рисунок, стих, сочинение, видеосюжет, компьютерный коллаж;

- научно-исследовательская работа: история семьи, история одного поступка, история Алтайского края в годы Великой Отечественной войны;

- исследовательский проект «История наград Великой Отечественной войны»;

-выставочный материал: фотоархив, семейный альбом.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес учащихся к людям, защищающим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданской позиции, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны.

Опубликовано: 16.06.2020