Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя в ДОУ

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Мандрашова Татьяна Георгиевна

Организация: ОГБПОУ Ульяновский колледж культуры и искусства

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Современные дети уже в раннем дошкольном возрасте овладевают простейшими навыками работы на компьютере, с большим удовольствием поют караоке, любят пес­ни в современной обработке. Когда готовится праздник в ДОУ, хочется, чтобы получилось яркое и интересное представление, а для этого в дополнение к пианино обязатель­но понадобится музыкальный центр или магнито­фон, компьютер или ноутбук. Вот здесь на помощь может прийти синтезатор.

Для планирования совместной деятельности с детьми с применением электронного инструмента музыкальный руководитель должен знать его функциональные возможности и условия их применения, чтобы, внедряя синтезатор в различные виды деятельности, были соблюдены стандарты и требования образовательной программы

Итак, как же выбрать такой инструмент для музыкального руководителя детского сада?

Прежде всего, инструмент должен быть относительно недорогим, довольно простым в эксплуатации, чтобы, можно было свободно ориентироваться во всех функциях инструмента. Синтезатор должен обладать разнообразными функциями и иметь богатую палитру звуков и звуковых эффектов, клавиатуру с не менее 61 клавиш фортепианного типа, чувствительной функцией записи, банком памяти, микшером, секвенсором и эффектором. Значит, это должен быть современный интерактивный синтезатор с автоаккомпанементом, который позволит создавать новые звуки, аранжировки, писать фонограммы для небольших концертных выступлений. Кроме всего прочего инструмент должен быть легким и портативным.

В какие же виды деятельности музыкального руководителя можно внедрить синтезатор, исходя из перечисленных технических и функциональных характеристик?

 

• на традиционном занятии и в любых других видах деятельности вне музыкального зала музыкальное сопровождение становятся доступным и более полноценным. Все синтезаторы превосходно работа¬ют на батарейках, и вы можете при условии хорошей погоды проводить музыкальные развлечения, праздники, занятия по ритмике и физкуль¬туре на свежем воздухе.

• концертная деятельность заметно обогатится, станет более современной и актуальной.

• музыкально-дидактические игры даже самые традиционные станут интереснее, доступнее, красочнее в сопровождении синтезатора.

• игра на музыкальных инструментах с использованием синтезатора как ритм машины будет значительно увлекательней для детей и облегчит труд педагога. Некоторые партии на синтезаторе можно будет поручать детям.

• в пении и танцевальных видах деятельности фонограммы, написанные на синтезаторе, значительно продуктивнее позволят руководителю формировать различные исполнительские навыки детей. Этот электромузыкальный инструмент безупречно дер¬жит строй. Музыкальный руководитель сможет самостоятельно производить запись фонограмм в удобных темпах, тесситурах, реализуя творческие замыслы аранжировки и композиции.

• такой вид деятельности, как импровизация на синтезаторе, детям доступна и крайне интересна. Педагог лишь предварительно готовит настройки в банках памяти и ставит задачу. С функцией автоаккомпанемента получаются приятные детские сочинения, которые можно записывать, прослушивать и совместно анализировать.

• озвучивание животных, явлений природы, окружающего мира для ясельных групп позволит воспитателю разнообразить свою деятельность.

• знакомство с жанрами (полька, вальс, марш, колыбельная) является неотъемлемой частью музыкального обучения в образовательной области «Музыка». Синтезатор содержит огромное количество встроенных, гото¬вых к игре стилей. Дети с помощью синтезатора узнают больше и о самих стилях, ведь мы сможем продемонстрировать жан¬ры разных эпох: мазурку, полонез, рок-н-ролл, дис¬ко и т. д.

o в театральной деятельности для того чтобы добиться кра¬сочного музыкального оформления можно снова прибегнуть к помощи синтезатора, который предо¬ставляет широкие возможности для создания яр¬кого, насыщенного образа не только каждого героя, но и представления в целом. В разделе "тем¬бры" электромузыкальных инструментов пред¬ставлена имитация пения птиц, шума моря, рокота вертолета, движения поезда и других шумовых, стучащих, пищащих, звенящих спецэффектов. В общем, есть все, что нужно для театральной постановки.

 

Использование в системе мультимедийных технологий, а именно электронного инструмента синтезатора позволит добиться положительных воздействий в:

 

• экономии учебного времени.

• усилении мотивации обучения;

• визуализации знаний;

• развитии наглядно-образного мышления, эстетического воспитания, экспериментально-исследовательской деятельности;

• повышение эффективности и качества результатов учебно-воспитательного процесса;

• индивидуализации, дифференциации обучения;

• моделировании объектов и процессов;

• доступе к большому объему знаний (звуков, аккомпанементов, жанров, стилей);

• возможностях тренировки;

• межпредметной интеграции;

 

 

 

Широкие перспективы использования синтезатора в различных областях музыкального воспитания, престиж новой техники и «современных» звуков в глазах детей может послужить отличным стимулом в развитии их интереса к музыке.

 

Исполнительство на музыкальном инструменте становится доступным гораздо более широкому кругу детей и художественно полноценный звуковой результат достигается учеником быстрее и легче.

 

Развитие детского исполнительства, в свою очередь, будет способствовать перенесению акцента в совместной деятельности с разговоров о музыке на собственно творческую практику, что сделает процесс приобщения к музыкальному искусству более эффективным.

 

Итак, использование инноваций в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного, в том числе и раннего дошкольного возраста, позволит сделать процесс обучения и развития достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

 

  • педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Я уверена, что в дошкольном учреждении их использование позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей.

 

Но каким бы положительным и огромным потенциалом не обладали

 

эти технологии, не стоит забывать о том, что заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Перечисленная техника позволяет «осовременить» в детском саду совместную деятельность с детьми, сделать её красочней, наглядней, убедительней, а в еще большей степени познавательной. И как-то незаметно и естественно дети стали больше петь под фонограммы и профессиональные минусовки. Это модно и современно, «караоке» потеснило фортепиано и баян.

 

Благодаря программным и функциональным возможностям синтезатора введение ребенка в мир музыки становится доступным и увлекательным. Обращение в процессе обучения к новейшим музыкальным технологиям способствует не только подготовке ребенка к дальнейшему обучению музыки, но и общему музыкальному и творческому развитию.

Использование в работе синтезатора меняет интерес детей к занятиям, с каким неподдельным интересом они слушают знакомые ранее произведения, а уж какой восторг вызывает разрешение попробовать извлечь какой-нибудь звук на нём. Детей привлекает разнообразие звуков, кнопок, возможность пофантазировать. В отличие от классического фортепиано он сочетает в себе возможности традиционного клавишного инструмента и мини-оркестра

Конечно, все хорошо в меру, и прежние привычные виды музыкальной деятельности, такие как пение, слушание, элементарное музицирование, движение под музыку, игры, творчество, все равно остаются первостепенными. Только человек может передать другому человеку умение взаимодействовать, говорить, думать, петь, танцевать, играть на инструментах. А чтобы работа музыкального руководителя была более эффективной, необходимо ввести в программы музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов курсы овладения мультимедийными технологиями или проводить курсы повышения квалификации по этой теме.

Опубликовано: 30.04.2020