Применение информационно – коммуникационных технологий для формирования метапредметных результатов на уроках физики
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Маринцева Мария Николаевна
Организация: ГБПОУ Самарский техникум промышленных технологий
Населенный пункт: Самарская область, г. Самара
Одним из методов формирования метапредметных результатов на уроках физики является использование возможностей ИКТ на уроках. Это приводит к повышению интереса обучающихся к восприятию новых знаний, созданию доброжелательной атмосферы на уроке, стимулированию познавательного мышления обучающихся. Метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Интерактивные приложения физического содержания на моих уроках стали уже привычными при изложении нового материала, эффективными на уроках обобщения и систематизации изученного. Они обеспечивают динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации. Работа с компьютером вызывает у обучающихся повышенный интерес и усиливает мотивацию учения. Использование компьютерных технологий создаёт возможность доступа к современной, свежей информации, осуществление «диалога» с источником знаний, к новой форме оценке знаний. Средства ИКТ дают обучающимся возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. Физика как учебный предмет располагает прекрасными возможностями для формирования ключевых метапредметных компетенций учащихся. Этому способствует разнообразие видов учебно - познавательной деятельности обучающихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики обучающийся вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей. Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации.
Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;
Моделирующие средства ИКТ позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
Расчетные средства ИКТ автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;
Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на всех этапах процесса обучения, а также формирования метапредметных результатов: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для обучающегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы. На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания) можно использовать виртуальные лаборатории. При входе в лабораторию ученик получает возможность познакомиться с её инструментарием и изучить основные правила работы.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
В своей работе для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я применяю следующие формы работы:
-
- Подготовка и защита проектов. Примером может служить разработка проекта «Умный дом». При выполнении данного проекта обучающиеся разрабатывали схемы электроснабжения, установку энергосберегающих датчиков и контроллеров, системы охранно – пожарной сигнализации.
- Подготовка рефератов и докладов.
- Подготовка презентаций.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий).
Использование информационных технологий в рамках урока может быть описано двумя моделями: урок с компьютерным сопровождением; урок в компьютерном классе. Компьютерная поддержка урока физики может быть разнообразной:
комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов;
использование математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчёта погрешностей;
включение в ход урока исторического и справочного материала;
наборы нестандартных, творческих заданий, для которых студентам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
видео и анимационные фрагменты-демонстрации, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого.
Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность. Они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Асмолов,А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова.
- Бондарева, Н.А. Технологические карты конструирования уроков
- Вишнякова С. М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика: Словарь
- Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС.
- Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - http://festival.1september.ru/articles/563542/
- Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования y школьников в процессе преобразования содержания учебного материала / С.П. Ожигина. [электронный ресурс]
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.