Аутотренинг, как одна из форм подготовки к концертному выступлению

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Урукова Наталья Геннадьевна

Организация: МБУДО ДМШ №3

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Нет необходимости доказывать, что исполнительское мастерство музыканта, его артистический облик в целом, интерпретация музыкального произведения свое завершение получают отнюдь не в домашних или классных занятиях, репетициях, а именно в концертном зале, наполненном публикой. Именно там приходит первый успех, приходит становление творческой личности - работа над воплощением образов, в ходе непосредственного общения со слушателями. Осмысливается цепочка "композитор – исполнитель - слушатель".

И сам исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную обстановку - такую, в которой он ранее не действовал, не чувствовал. Как не растерять на сцене все то, что много раз было обдумано, отрепетировано?

Этой проблеме посвящены работы видных деятелей: В.И.Петрушина, В.Л.Леви, В.Ю.Григорьева.

Волнение - это необходимый настрой перед концертом. Что предпринять, чтоб волнение не переросло в панику; как бороться с чрезмерным волнением, чтоб не сорвать выступление? Ни одна тема не вызывает столько споров от высказываний, как об эстрадном волнении, самочувствии и поведении исполнителя во время концертного выступления - важнейшего, завершающего этапа подготовки артиста.

Роберт Шуман писал: " Подумать только, сколько условий должно объединиться, чтобы прекрасное предстало во всем достоинстве и великолепии !" Концертное выступление дарит артисту и особое, наивысшее состояние духа - вдохновение, которое не существует без эстрады.

Вместе с тем артист испытывает на эстраде и сильнейшее волнение, связанное с огромной сложностью и ответственностью решения художественно - исполнительских задач. Перед ним возникает непростая психологическая проблема преодоления: нужно преодолеть свои страхи, неуверенность и в тоже время самоутвердиться - я Артист, несущий людям красоту и наслаждение искусством.

Некоторые превосходные исполнители из-за невозможности справиться с повышенным эстрадным волнением были даже вынуждены отказаться от концертной деятельности. Среди них были такие выдающиеся скрипачи как П.Роде, К.Липиньский. Сильное волнение, по словам самих музыкантов, мешавшие реализовать свои огромные возможности, испытывали также К.Игумнов, С.Кнушевицкий.

Судя по высказываниям великих музыкантов - есть четкая грань между исполнительским мастерством вообще и эстрадным опытом игры.

Шопен говорил Листу: "Я не способен давать концерты; толпа пугает меня, меня душит ее учащенное дыхание, парализуют любопытные взгляды, я немею перед чужими лицами". Брамс с горечью писал: "Замечаю с ужасом, что мой страх перед публикой сильно возрос. Как у меня получиться? Мне иногда очень страшно. Я слишком пренебрегал концертами и слишком привык играть только для себя".

Учитывая огромную сложность проблемы концертного самообладания, многие музыканты искали пути подготовки к концертному выступлению и поведению на эстраде, которые способствовали бы снятию чрезмерной стрессовой нагрузки, позволяли бы им наиболее эффективно использовать свои естественные возможности, достигая при этом необходимой саморегуляции во время выступления.

Современный ученик сегодня находится в большом информативном пространстве, где велико напряжение; сама жизнь диктует такой стиль.

А музыканты, в основном, люди с тонкой душевной организацией. И сегодня победителем нередко оказывается тот, кто оказался более выносливым, более работоспособными, более крепким физически и морально. А как нелегко ребенку - музыканту сосредоточиться, задуматься с его нервной организацией.

Можно считать доказанными данные психологов, что такие необходимые творческому человеку вещи, как энергия, активность, выносливость в труде пробуждаются при наличии определенных целей, веры в свои силы, и, конечно, положительных эмоций. Для музыкантам, которые не могут сосредоточиться на творческих задачах, а их большинство, лучший помощник, как утверждают специалисты - аутотренинг. Аутотренинг - это термин, которым обозначают различные самовоздействия человека: самовнушение, самокоррекция психических состояний. Аутотренинг учит человека расслабляться. Если говорить в общих чертах аутотренинг складывается из трех основных компонентов:

  • человек сам себя с помощью специальных самовнушений расслабляет, очищает от негативного напряжения:
    • или просто отдыхает, или дает себе специальные, полезные внушения
    • выход из состояния расслабления

Подытожив 3 стадии можно сказать: нормализация дыхания, произвольное расслабление мышц, словесно образное самовнушение - это тренинг.

Нет надобности говорить, какое значение имеет «хорошо поставленное» дыхание для всей нашей жизнедеятельности. Дышать размеренно ровно, спокойно, - значит, во многом нейтрализовать разного рода стрессы, напряжения, зажимы, снимать излишнюю возбудимость. «Хорошо поставленное» дыхание необходимо для певцов, духовиков.

Не менее важны в общей структуре аутотренинга и приемы, направленные против мышечных напряжений, "зажимов". Освобождаясь от мышечных напряжений и перенапряжений, мы, тем самым освобождаемся от напряжений нервно-психических. Наш мышечный тонус, есть тонус психический и наоборот. Индикатором чрезмерного мышечного напряжения служит ощущаемый тремор рук, а также высокая степень зажатия мышц всего тела. В своей работе Леви пишет: "Тонус лица - очень хитрая, очень тонкая штука... Лицо - сосредоточение психической мускулатуры. Релаксационные упражнения мимики, как и мускулатуры телесной, строятся на контрасте напряжения с расслаблением и улавливанием ощущений".

Основатель современного аутотренинга психиатр И.Г. Шульц, первая книга которого вышла в 1932 году, одной из главных задач считал освобождение от остаточных напряжений. Напряжений, не улавливаемых сознанием, но создающих самочувствие. Сбрасывание этих напряжений и есть мышечное освобождение.

Шульц у своих пациентов, а Станиславский у актеров-учеников, каждый по-своему, старались развивать "мышечное чувство". "Я полагаю, - писал Шульц, - что нервное состояние - это комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которыми человек, вольно или невольно, отвечает на раздражение внешней среды". А Станиславский требовал от учеников внедрить в свою физическую природу "мышечного контролера", сделать его своей второй натурой, призывал учиться этому у кошек, у маленьких детей, которые превосходно расслабляются.

Подлинная основа аутотренинга - это словесные и словесно-образные самовнушения. В той или иной мере с самовнушениями знаком каждый, когда нам нужно себя настроить на какую-либо деятельность, вселяя тем самым уверенность в себя. Мы сознательно и не осознанно пытаемся избавиться от «ненужного», отрицательного, мешающего нам в данный момент.

Все это в той или иной мере может быть внушено и достигнуто. И прежде всего словом, оказывающим мощное воздействие на психику человека.

Так как настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее? Какие факторы влияют на успешность выступления? Какие механизмы включить для достижения успеха на сцене? Эти вопросы волновали и будут волновать музыкантов, будь то еще начинающий или уже выступающий перед публикой исполнитель.

Для начинающего музыканта - исполнителя очень важно присутствие чуткого педагога, который будет не только учить овладевать "музыкальным ремеслом", но и грамотно, исходя из индивидуальных особенностей ученика, готовить к публичным выступлениям. Педагог, который будет учить "философски" подходить и к будущим неудачам, так или иначе присутствующим в публичном выступлении, воспитывать у учеников желание выходить на сцену.

А. Ямпольский так говорил об эстрадном выступлении: "Оно должно давать ощущение праздничности, а не испытания". Можно продолжить эту мысль словами В.Ю. Григорьева - "Чувства уверенности, вот что необходимо внушить ученику и панически боятся случайных ошибок. Одна удачно сыгранная музыкальная фраза важнее десятка случайных ошибок. Если что - то в выступлении получилось хорошо, то можно простить многие ошибки". Понимание этих простых истин облегчат психологическую подготовку к предстоящему выступлению.

Психологическая адаптация к ситуации концертного выступления (аутотренинг)

В своей педагогической практике многие опираются на исследования и приемы доктора педагогических наук, профессора психологии Петрушина В.И., чьи психологические приемы и методические рекомендации считают полезными для практического использования в моем классе. Здесь можно выделить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость ученика во время публичного выступления.

За несколько дней до выступления, ученик должен мысленно представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении и тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабляет при помощи образных представлений мышц своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием.

  • Я спокоен, собран и сосредоточен.
  • Уверенно и радостно я начинаю.
  • Мне нравиться играть…
  • Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника...
  • Я выполняю все, что задумал...
  • Я играю так хорошо, как и в классе...
  • Я могу хорошо играть...
  • Я знаю, что я сделаю все, что задумал. Все мои действия я четка вижу и выполняю...
  • Я весь отдался моему вдохновенному исполнению...
  • Какое это наслаждение красиво и хорошо играть...
  • Я могу быстро перестроиться с исполнения одного произведения на следующее…
  • Мне легко и приятно держать всю программу в голове...
  • Я расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления...
  1. Игра перед воображаемой аудиторией.

Когда программа уже готова, учащийся проигрывает ее целиком от начала и до конца, и представляет, что он играет перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией.

Это исполнение можно записать на магнитофон, потом вместе прослушать и корректировать. Вместо слушателей могут быть поставлены стулья и на них посажены куклы, игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте.

Этот прием позволяем проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторное проигрывание произведения с применением этого приема уменьшают влияния волнения на исполнение.

2. Медитативное погружение

Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Здесь просим учащегося о предельной концентрации внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное мгновение как частица бытия, которая уже никогда не повторится. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат благовоний, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. Необходимо суметь вокально повторить ноту за нотой, звук за звуком всё произведение до конца.

Это ощущение можно сравнить с несением полной до краев чаши, из которой не может быть пролито ни капли, погружение в звуковую материю происходит при выполнении следующих видов упражнений. Предлагаем учащемуся:

  • Пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
  • Пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;
  • Пропевание про себя ( мысленно);
  • Пропевание вместе с мысленным проигрыванием;

При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к клавишам инструмента, проверяется свобода движений и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него сначала осуществляем в медленном темпе с установкой на то, что ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Фиксируем внимание учащегося на сосредоточенности исполняемого произведения, просим его не отвлекаться.

Глубокое погружение в исполнение образует тот самый малый круг внимания, который К.С. Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению. Представление, что кроме тебя и музыки никого на сцене нет, сосредоточение только на стихии звуков.

Профессор Петрушин В.И. отмечает в своей работе, что медитативное погружение формирует так называемые сенсорные синтезы, которые являются одним из главных признаков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать не порознь, а в непрерывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее произведение представляют собой единое целое. Медленная игра с динамикой рр (pianissimo) тренирует не только навык медитативного погружения, но и усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.

3.Обыгрывание

По мнению профессора Петрушина В.И. в этом приеме психологической подготовки музыкант - исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание программы или произведения надо делать как можно чаще и постараться достичь того, чтобы как сказал Станиславский К.С.: "Трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое - приятным". Физиологи называют это состояние фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нем способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в два, два с половиной раза быстрее, чем в состоянии сна.

Погружение в аутогенное состояние

Все приемы, предлагаемые психологом Петрушиным В.И., проделываем вместе с учащимся или внимательно наблюдаем за его состоянием.

Инструкция: Проговариваем текст аутогенного погружения вслух, учащийся повторяет этот текст про себя.

"Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях, которые будут у вас вызывать мои слова. Сосредоточили ваше внимание на своих руках. Повторяйте про себя вслед за мной: «Мои руки становятся теплые. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются... Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они расслабляются, становятся теплыми и гибкими... Тепло от кистей рук поднимается к плечам. Предплечья и плечи расслабляются. Я ощущаю приятное тепло в руках и плечах. Мои плечи спокойно опущены... Теперь мое внимание переходит на ноги... Представляю, что мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх... Расслабляются мышцы бедер и живота. Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения.. Мои живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом... Теперь мое внимание переводится на лицо... Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица...Нижняя челюсть легко» отходит» вниз. Губы слегка приоткрыты...Мне дышится легко и спокойно...Спокойно и ровно бьется мое сердце".

ВТОРОЙ ЭТАП.

Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчетливо могу представить сцену, рояль, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступить.

Ролевая подготовка

Этот прием можно применять с детьми среднего и старшего возраста 12-16 лет. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих личных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, то есть терапией при помощи образа. Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед выступлением, начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. При этом надо представить себе образ уверенного и смелого концертанта и с максимальной полнотой постараться вжиться в этот образ. Надо скопировать его манеру на сцене сидеть за инструментом, копировать уверенный, оптимистический эмоциональный настрой, то есть настрой от "внешнего" к внутреннему состоянию.

Для этого просматриваем с учениками записи, чтоб ученики, не только могли настроить себя эмоционально, но и почерпнуть профессиональные навыки: музыкальность исполнения, ознакомление с техническими приемами, манеру поведения на сцене.

Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой "роли", является, пожалуй, высшим этапом психологической подготовки.

Несомненно, в значительной мере самочувствие ученика, зависит и от психического состояния его педагога.

Выявление потенциальных ошибок.

Даже когда программа выступления кажется, идеально выученной и можно ее играть на сцене, можно предложить несколько приемов для обнаружения слабых мест. Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть не выявленная ошибка, которая, как правило, и выявляется во время публичного ответственного выступления.

Для обнаружения возможных ошибок есть несколько приемов:

  1. Категорически не смотреть на клавиатуру. В медленном или среднем темпе, с установкой на безошибочную игру сыграть произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.
  2. Игра с помехами и отвлекающим фактором (для концертного внимания). Преподаватель играет тихо другое произведение, ученик должен попытаться сыграть программу. Более сложное задание - сделать то же задание с завязанными глазами. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения, что многие музыканты могут почувствовать после их выполнения большую усталость, возможно из-за недостаточной выученности программы.
  3. В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово "Ошибка", но ученик при этом должен суметь не ошибиться.
  4. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу.
  5. После некоторых физических упражнений начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение.

Выявленные ошибки, устраняем тщательным проигрыванием программы в медленном темпе. А также намечаем опорные места в произведении, с которых бы ученик, в случае срыва, мог легко продолжить игру.

Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния, отмеченный В.И. Петрушиным, складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желание играть для других людей и приносить им своим искусством радость.

Мыслительный когнитивный компонент оптимального концертного состояния складывается из ясности и быстроты мышления игровых движений и воплощаемых художественных образов. Перевод программы умственных представлений, содержащихся в сознании, и технический аппарат ученика осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую деятельность внимания все психические процессы - мышление, память, воображение. Волевое сосредоточение внимания позволяет ученику перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной работы во внешний план, то есть показать свою работу слушателям.

При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется, тогда эстрадное волнение, возникшее в каждом предшествующем концерте, не успевает уйти и эстрадное волнение в таком случае проявляется в мягкой форме.

Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Дать однозначный рецепт, для того чтобы твоё выступление имело успех, не возьмётся ни один, пожалуй, музыкант. Каждый человек индивидуален, а значит, методы подготовки будут основываться исходя из индивидуальных качеств музыканта-исполнителя. Подготовка к концертному выступлению сложный процесс, затрагивающий не только как исполнительское мастерство, так и проблемы психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению. Практика показала, чем больше выходишь на сцену, тем больше проявляется уверенность. Сцена - лучшее лекарство от волнения.

Список литературы:

  1. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада»- М, 2006г.
  2. Григорьев В.Ю. – «Специфика исполнительного творчества и работа под музыкальным произведением» Новосибирск, 1987г.
  3. Докщицер Т. Ф. – «Путь к творчеству»- М, 1999г.
  4. Клещов С.В. – «Волнение музыканта на эстраде и методы его устранения», Сов.музыка, 1936г.
  5. Петрушин В.И – «Музыкальная психология» - М, 1993г.
  6. Станиславский К.С. – «Работа актера на собой» Том №2, - М ,1954г.
  7. Ямпольский А.И. – «О методе работы с учениками»- М, 1968 г.

Янкелевич Ю. – «Педагогическое наследие»- М, 1993г.

Опубликовано: 13.09.2019