Использование подвижных игр и игровых упражнений как средства формирования культуры межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Паталашко Наталья Романовна

Организация: ГУО Ясли - сад №447

Населенный пункт: Республика Беларусь, г. Минск

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Игра помогает педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что также немаловажно, игры сближают педагога с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Значительную роль в воспитании ребенка отводил игре П.Ф. Лесгафт. По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» [1, с. 16].

Исследование Т.С. Блощициной было посвящено проблеме формирования взаимоотношений детей и проводилось на основе включения детей в подвижные игры. Автор выделила следующие типы игр: игры, структура которых обуславливает преобладание индивидуальных действий участников, где на первый план выступает задача подчинения своих действий правилам; игры, содержащие необходимость объединения нескольких участников для совместных действий; игры с наличием противоборствующих сторон и имеющие соревновательный характер. Все эти игры направлены на формирование у детей умения согласовывать интересы, что приводит к успеху, а также формирование представлений об ответственности каждого игрока перед «командой» за правильность своих действий, о необходимости взаимоподдержки, чуткости и отзывчивости по отношению к партнерам [2].

Наблюдение за двигательной деятельностью детей показало, что педагоги, руководители физического воспитания учреждений дошкольного образования не в полной мере используют потенциал двигательной деятельности как эффективного средства формирования культуры межличностных отношений воспитанников. Это связано, прежде всего, с уровнем знаний самих педагогов о формировании культуры межличностных отношений детей в двигательной деятельности; с недостаточным методическим обеспечением процесса формирования культуры межличностных отношений у детей в процессе двигательной деятельности.

Проведение ряда мероприятий (наблюдения, подвижные игры, беседа с воспитанниками) позволило оценить исходную ситуацию в старших возрастных группах относительно уровня сформированности культуры межличностных отношений у детей в двигательной деятельности и наметить пути решения данной проблемы.

В результате была организована работа по коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством создания игровой программы, в которую вошли физкультурные занятия и досуги, подвижные игры, игровые упражнения и двигательные задания, направленные не только на развитие физических качеств и основных видов движений, но и способствующие развитию у детей навыков взаимодействия друг с другом; умения сотрудничать, проявлять эмпатию; способствующие воспитанию доброжелательности по отношению к сверстникам, чувства ответственности перед детским коллективом за свои действия и поступки.

Цель первого блока программы заключается в формировании умения соблюдать правила игры и игровых упражнений, понимания необходимости их соблюдения; развитии умения соблюдать дистанцию в процессе передвижений, умения оценивать собственные действия (рефлексия).

Так, например, в игровом упражнении «Проводник» детям приходилось полностью полагаться на водящего, задача которого заключалась в том, чтобы провести по спортивному залу, групповому помещению либо по территории участка сверстников, которые двигались за ним «паровозиком» с закрытыми глазами. Двигаясь по залу, водящему, необходимо было менять направление, огибать различные препятствия (фишки, мягкие модули).

Помимо этого детям предлагалось поучаствовать в различных эстафетах («Прокати мяч к корзине», «Лошадки, червячки, лягушата» и др.). Так, в эстафете «Лошадки, червячки, лягушата» дети одной и второй команд двигались друг за другом, выполняя действия соответственно сигналу педагога: «лошадки» – движемся приставным шагом, «червячки» – проползаем под дугой, «лягушата» – прыгаем на двух ногах с продвижением вперед. Сложность данной эстафета заключалась в непрерывном движении участников друг за другом и необходимости соблюдать при этом дистанцию.

Содержание мероприятий второго блока было направлено на совершенствование сотрудничества со сверстниками в процессе подвижных игр, упражнений и др., формирование позитивных взаимоотношений между детьми, развитие умения решать конфликтные ситуации мирным путем, умения оценивать, анализировать свои действия по отношению к сверстникам.

Были выбраны подвижные игры и занятия по физической культуре с элементами спортивных игр, командные игры, которые, по нашему мнению, обладают наибольшим потенциалом для решения вышеперечисленных задач.

Организация двигательной деятельности (физкультурных занятий, подвижных игр, упражнений) детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на основе доминирующего в данном блоке культурологического принципа (Л.Д. Глазырина) [3].

Ярко проявилось умение детей сотрудничать и контролировать себя и свои действия в подвижной игре «Передал – садись!». В данной игре детям необходимо было разделиться на 2–3 равные команды, выбрать капитанов команд и построится за обозначенной линией в колонку по одному. Капитаны команд по сигналу начинали передавать мяч первому игроку своей команды. Задача первого игрока, поймав мяч, возвратить его капитану и присесть. Далее капитан бросает мяч второму игроку и т.д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет мяч вверх.

Наблюдая за ходом подвижной игры, было отмечено, что трудности у большинства детей в игре были связаны с контролем своих эмоций по отношению к сверстникам. Так, многие из детей срывались на крик или смеялись, если кто-то из товарищей в команде ронял мяч. Некоторые играющие неоднократно пропускали игроков при передаче мяча, что является нарушением правил. Небольшое количество детей (3-4 человека) часто забывали возвращать мяч обратно капитану, а передавали его следующему участнику.

Основной целью третьего блока программы являлось развитие способности детей старшего дошкольного возраста самостоятельно придумывать новые движения на основе имеющегося двигательного опыта и мотива, а также самостоятельно организовывать подвижные игры, организовывать пространство для них и выбирать атрибуты. В связи с этим в данном блоке в образовательном процессе преобладал принцип творческой направленности в двигательной деятельности (Л.Д. Глазырина), эффективность которого заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста творческого отношения к двигательной деятельности, к выполнению заданий и пр., в проявлении инициативы, самостоятельности мышления в процессе создания новых движений [3].

Наиболее популярными среди детей стали игры «Сделай так» и «Придумай сам». Так, в игре «Придумай сам» ребенку-ведущему предлагалось пространство зала (площадки), а также ряд предметов (спортивных атрибутов), с которыми можно взаимодействовать. Задача ведущего – рационально организовать и использовать предоставленное пространство, придумать движения с выбранными предметами, организовать сверстников для их выполнения.

Обобщая результаты работы, отметим, что формирование культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста требует от педагогов и руководителей физического воспитания наличия представлений об особенностях взаимодействия детей друг с другом в процессе двигательной деятельности. Важно понимать, что общение и взаимодействие ребенка с группой сверстников является важнейшим условием овладения ребенком общепринятыми социальными нормами, правилами и ценностями (отношение к жизни, к различным явлениям и событиям, к другому человеку), знаниями и навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе, т.е. успешной интеграции личности ребенка в современную социальную систему. Помимо представлений педагогов также необходимо наличие специально организованного образовательного процесса, направленного на обогащение двигательного опыта детей и опыта положительных социальных взаимоотношений со сверстниками.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. / П. Ф. Лесгафт. – М. : Физкультура и спорт, 1951–1956. – Т. 1. – 1951. – 441 с.

2. Блощицина, Т. С. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. С. Блощицина ; Акад. пед. наук СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1983. – 19 с.

3. Глазырина, Л. Д. Психологическое здоровье как условие социального воспитания / Л. Д. Глазырина // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе : сб. науч. тр. : в 2 ч. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: Н. С. Старжинская [и др.] ; науч. ред. Л. А. Кандыбович ; отв. ред.: О. В. Леганькова, Е. И. Комкова, Е. Н. Цубер. – Минск, 2009. – Ч. 2. – С. 17–19.

Опубликовано: 10.09.2019