Компетенции 4С`S

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Ходорева Марина Геннадьевна

Организация: МБУДО «ЦДТ Советского района»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

XXI век диктует пересмотр существующих методов образования и воспитания. Каждый педагог стремится достичь высоких результатов обучения. В своей работе он ищет наиболее эффективные подходы к организации образовательного процесса. Формируется спрос на развитие новых навыков и компетенций. Эти компетенции строятся на многообразии мыслительной деятельности человека.

В 2006 году я прошла обучение по программе повышения квалификации NovINSET, освоив технологию проектной методики. В результате был разработан проект «Использование английского языка как средства неформального общения на детских площадках». Он был реализован на летней школьной площадке и показал, что метод проектов позволяет применять полученные знания и умения детей, приобретать новые, активное включаться в совместную деятельность. Проектную технологию характеризует новизна получаемой информации, наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов, эмоциональное состояние учащихся.

Я убедилась, что данная методика позволяет осваивать новые способы учебной, познавательной, творческой или игровой в социокультурной среде. Стало очевидно, что метод проектов активно влияет на развитие soft skills. Это гибкие непредметные навыки – умение общаться, работать с информацией, ставить цели и планировать время. В современном мире они становятся важнее, чем hard skills – профессиональные предметные навыки.

Мною был проанализирован и обобщен накопленный опыт работы по использованию проектных методик в учебном процессе, и в своей деятельности я использую его в трех различных направлениях.

Как форма внеклассной работы:

  • конкурсы, викторины, квесты;
  • участие в программах профильных летних площадок;
  • участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города;
  • подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке;
  • телекоммуникационные проекты.

Как альтернативный способ организации учебного занятия (спецкурс):

  • создание стенда, брошюры, подкаста, видеофильма;
  • постановка театрального представления;
  • решение какой-либо практической, исследовательской задачи, исходя из своих интересов.

Как форма учебного занятия, интегрированная в традиционный учебный процесс:

  • занятие-проект;
  • презентация по теме.

Последние предлагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках образовательной программы. Знания, полученные в процессе изучения темы или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.

Основной тезис современного понимания проектной методики можно сформулировать так: я знаю, для чего мне надо то, что я познаю, и где и как я могу эти знания применить.

Работа в проекте дает ребенку возможность из учебной деятельности перейти в самообразовательную и творческую. Тем самым повышается его внутренняя мотивация. Кроме того, проектная методика позволяет развивать у ребенка наиболее востребованные в XXI веке компетенции: критическое мышление, креатив, кооперацию и коммуникацию.

Рассмотрим подробнее ведущие компетенции 4К (4C`s) — как они нарабатываются в проектной методике при изучении английского языка.

Критическое мышление (critical thinking). Способность к внимательному осознанию, умению направлять произвольное внимание на изучаемый объект и на собственную рефлексию должна формироваться и активно использоваться в процессе образования. В проектной деятельности дети не только учатся самостоятельно находить факты и цифры, но и задают вопросы, помогающие отделить «зерна от плевел». Они становятся вовлеченными в мир вокруг них и помогают другим мыслить критически.

Как можно выработать у обучающихся навыки критического мышления?

  1. Задавать исследовательские вопросы.
  2. Делать комплексный анализ ситуации, вместо того чтобы выносить быстрые суждения.
  3. Формировать умозаключения.

Креативность (сreativity). Креативность — это способность к нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта. В начальной точке проекта обучающиеся не имеют ни готового плана, ни инструментов для его выполнения. Поэтому им приходится искать свои собственные способы для движения вперед по проекту. Это не значит, что каждое творческое начинание будет иметь оглушительный успех. Ребенок может потерпеть неудачу в какой-то момент, а некоторые из его идей просто не будут работать. Но ничего страшного. Смысл творчества заключается в том, чтобы побудить детей думать иначе, сделать нечто оригинальное. Это способствует включению как изобретательского, так и, одновременно, творческого мышления, что как следствие ведет к развитию креативности.

В чем проявляется креативность?

  1. В быстроте, точности, гибкости и оригинальности мышления, богатом воображении.
  2. В чувствительности к проблемам, способности замечать не выделяемые привычным взглядом детали.
  3. В устойчивости к неопределенности, любознательности и открытости новому опыту.
  4. В возможности давать, делиться.
  5. Независимости.

Кооперация (сollaboration). Основная работа в проектной деятельности осуществляется командой обучающихся. Сотрудничество – это умение совместно работать в команде для достижения общей цели. Команды формируются таким образом, чтобы в каждой оказались участники с дополняющими друг друга качествами. При этом слабые стороны каждого участника компенсируются за счет сильных сторон других участников. Любая работа в команде подразумевает навыки коллаборации,.

Как их можно развивать?

  1. Проведение игр на командообразование.
  2. Обсуждение итогов достигнутых результатов.

Учителю важно поощрять детей смотреть на себя глазами других, а также делиться своими идеями и мнениями, несмотря на различные реакции окружающих.

Коммуникация (сommunication). Работа в команде предполагает выработку таких качеств обучающихся как умение общаться, слушать и слышать других, излагать и доносить свои мысли до совершенно разных людей. Дети должны научиться эффективно общаться. Это включает в себя:

  1. минимизацию намеков,
  2. прямое обращение к идее,
  3. проверку других участников на внимание.

Только совершенствуя навыки общения, можно донести свои идеи и произвести положительное впечатление на окружающих.

Проектная деятельность позволяет развивать все 4К:

  • коммуникацию во взаимодействии как между преподавателем и учащимися, так и внутри команд,
  • коллаборацию через сотрудничество внутри групп с распределением обязанностей,
  • креатив в создании своего оригинального проекта,
  • критическое мышление через поиск и сортировку информации.

К 4К при обучении английскому языку могут присоединиться еще Citizenship/Culture/Content — знание о культуре, истории и особенностях англоязычных стран.

Опубликовано: 04.08.2019