Вопросы воспитания художественного мышления музыканта в классе фортепиано

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Карпец Татьяна Николаевна

Организация: МАУ ДО ДШИ

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Данная работа посвящена проблеме развития художественно-образного мышления, формирования представлений о музыкальном образе на уроках фортепиано в младших классах.

  • школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующие формирование его физических, умственных и художественно - творческих способностей. Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодий, активностью восприятия ритмики подвижных жанров.

В любом музыкальном произведении, так же как в повести, романе, сказке, картине, есть свое содержание. Только мы не встречаемся с конкретными изображениями людей, птиц, зверей и это не словесное описание событий. Это - музыкальные образы. Музыкальные образы - это условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создавать самые разные образы. Их можно обозначить как образ - портрет, образ - сцена, образ - пейзаж, образ - настроение. Музыкальный образ состоит из 5 составляющих. Это вместе взятые: характер, музыкально- - выразительные средства, общественно - исторические условия создания, особенности построения и стиль композитора. Бывают лирические, эпические, драматические, сказочные и комические музыкальные образы.

Детям легче воспринимать произведения программной музыки (особенно в младших классах), то есть музыки, которая по замыслу автора имеет название и содержание. Играя такую музыку, мы можем разделить чувства, настроения, мысли, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.

В психологии образное мышление описывается в качестве специальной функции - воображения. Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. За это отвечает правое полушарие головного мозга. Воображение присуще только человеку. Оно просто необходимо при восприятии музыки и музыкального образа. Детское воображение удивит любого взрослого. Необходимо активизировать детей, чтобы они выражали свои впечатления от музыки в инсценировках, театрализации, рисовании, в оркестровке. Оркестровка - это прием воображаемой аранжировки произведения. Привлечение синтезатора в качестве помощника расширяет творческие возможности преподавателя. Этот современный инструмент демонстрирует разнообразные наборы тембров и шумов, которые можно синтезировать. Тембры синтезатора - это аналоги тембров акустических инструментов.

Работа над музыкальным образом в младших классах имеет свои особенности. Обязательно надо вкрапливать в работу элементы игры, соревнования, выдумки, где особенно ценны находки самих детей. Непринужденное поведение ученика на уроке поможет педагогу найти ключ к его душе, найти сюжеты, образы, ассоциации, которые помогут раскрыть сущность музыки, ее смысловое содержание. Художественный материал на уроке обеспечивает реальных выход за пределы музыки в изобразительное искусство, литературу, в жизнь.

Остановимся на некоторых аспектах развития творческого мышления. Живопись, поэзию, балет, литературу, театр можно считать искусствами, смежными по отношению к музыке. Для музыканта необыкновенно важно иметь осведомленность в сфере смежных искусств, которая помогает ему развить образно - ассоциативное мышление, положительно влияет на духовное развитие. Ведь у ребенка еще не сформировано абстрактное мышление, нет достаточного жизненного опыта, однако, на примере образов, заимствованных из смежных искусств, мы можем активизировать становление его личности. Все виды искусства рассказывают о человеческих чувствах, настроениях, о том, что волнует душу. Различие лишь в том, на каком языке они передают нам эту информацию: литература - словом, скульптура - формой, музыка - звуком, живопись - цветом.

Еще в Древней Индии сложилось своеобразное представлении о тесной взаимосвязи музыки и цвета. Индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и свой цвет, а соотношения цветов подобно музыкальным созвучиям. Основная масса информации поступает к нам через зрительные анализаторы, среди которых цветовые играют существенную эмоциональную роль. Смысл любой ассоциации - в поддержке одного участка мозга другим. Оптимальным представляется воздействие сразу в нескольких направлениях, среди которых цветомузыкальные ассоциации, которые могут оказаться очень полезными.

"Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - знакомая всем считалочка. Она о названиях цветов радуги. Раскрасить радугу просто: бери нужный цвет и рисуй. Главное - запомнить последовательность красок. Также можно раскрасить и музыкальные звуки. Одним из музыкантов, который мечтал установить такую "звуко - цветовую" связь был великий композитор Александр Николаевич Скрябин. Он обладал цвето - тональным слухом, т.е. воспринимал тональности в определенном цвете. Кроме него таким цветным качеством слуха обладали: Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Н. Римский - Корсаков. Цвето - звуковые сосощущения характерны не только для композиторов, они возникают и у взрослых, и у детей. В музыкально - педагогической системе В. Б. Брайнина предусмотрено развитие цветного восприятия ладов у детей. Занятия по слушанию музыки, где дети "рисуют музыку", очень эффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения, креативности. Когда звуковые образы подкрепляются в воображении ребенка образами, запечатленными в картинах художников, то между ними возникает ассоциативная связь, которая помогает гораздо ярче представить себе содержание исполняемого произведения.

Известно, что чем богаче кругозор, интеллект ребенка, тем быстрее и легче проходит работа над музыкальным образом. Слово - дополнительный стимул творческой фантазии для определения художественной ценности, для уточнения выразительности в музыке. Значительную роль играют подтекстовки, которые сочиняют сами педагоги, учащиеся и их родители. В качестве образца можно назвать пособия А. Артоболевской "Первая встреча с музыкой" и О. Геталовой "В музыку с радостью", где почти все пьесы сопровождаются прекрасными текстами. Такой прием помогает закрепить связь музыки со словесной речью. Тематические и сюжетные занятия: "Музыка и поэзия", "Музыка стихов и звуков", "Музыкальные образы в искусстве" - позволяют ребенку почувствовать себя музыкантом - творцом.

Крупнейшие композиторы разных эпох внесли свой вклад в дело воспитания юных пианистов, создав большую художественно - педагогическую литературу для детей младшего школьного возраста, где с тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкально - творческого и пианистического развития детей. Несмотря на различие творческих почерков композиторов, в известных циклах миниатюр и детских альбомах предельно ясно выступают образность музыкальной ткани, лаконичность и четкость музыкальной формы, предельная конкретность выразительных средств музыкального языка. Это детские альбомы П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева, В. Косенко, В.Коровицина, В. Ходоша и др.

Воспитание художественного мышления музыканта проходит по трем основным направлениям: накопление музыкальной информации, ее осмысления на основе вскрытия связей между закономерностями музыкального языка и образно - эмоциональными представлениями и как результат - оперирование приобретенными понятиями в исполнительской, теоретической и композиторской деятельности юного музыканта.

Таким образом, в младших классах создается своего рода фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству и рождается великое многообразие форм и методов работы над музыкальным образом.

Список литературы:

1.Рябов.И.М. "Воспитание и обучение в ДМШ", Киев, 1990.

2.Галеев.Б.М "Цветной слух: природа и функции в искусстве", Санкт-Петербург, 1997.

3.Нейгауз.Г. "Об искусстве фортепианной игры", М., Музыка, 1982.

4.Тимакин.Е.М. "Воспитание пианиста". - М: Музыка, 2011.

5.Любомудрова.Н.А. "Методика обучения игре на фортепиано". М.: Музыка,1984.

Опубликовано: 17.06.2019