Развитие творческого потенциала учащихся МБУ ДО «Жостовской сельской детской школы искусств» посредством реализации социально-культурных проектов
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Викольская Ольга Викторовна
Организация: МБУ ДО Жостовская сельская детская школа искусств
Населенный пункт: Московская область, г. Мытищи
Содержание
1. Организация учебного процесса новыми формами деятельности, метод проектов 3
2. Комплексное воспитание учащихся: 3
- Основные задачи современной музыкальной педагогики
- Инновационные методы
3.Применение новых педагогических подходов, технологий в
«Жостовской СДШИ» 4
4. Творческий проект: проблемы, цели и задачи 4
5. Понятие «Проект» в формировании музыкального творчества: 5
- Важная черта проектного подхода
-Определение проектной деятельности учащихся
6. Ориентирование в проектной деятельности: 5
- Коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа
- Внеурочная деятельность
7. Ожидаемый результат 5
8. Значение практики концертной деятельности 7
9. Формирование личностных качеств учащихся через проект: 7
- Познавательные: интерес, инициатива, целеустремленность и т.д.
10. Проект как метод эффективного обучения 8
11. Роль преподавателя в проектной деятельности 8
12. Проектный метод как метод развивающего обучения 9
13.Развитие творческого потенциала учащихся «Жостовской СДШИ»
через реализацию социально-культурных проектов 10
14. Список литературы 11
Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.
(Американский психолог Карл Рэнсом Роджерс)
Организация учебного процесса новыми формами деятельности
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
- общество ставит перед музыкальными школами задачу подготовки учащихся знающих, мыслящих, умеющих самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в «Жостовской СДШИ», чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый преподаватель подходит к этому вопросу индивидуально.
Необходимо дополнять систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Последние десятилетие характеризуются появлением и активным развитием такого феномена, как проектная деятельность, которая становится неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе и в музыкальных школах.
Комплексное воспитание учащихся
Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся – одна из основных задач современной музыкальной педагогики. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению учащихся детских школ искусств с использованием инновационных методов, способствующих развитию у детей интереса к музыке и творческих возможностей.
Применение новых педагогических подходов, технологий в «Жостовской СДШИ»
В связи с этим назрела необходимость перестроить процесс обучения с позиции формирования познавательной активности и развития творческого потенциала личности учащегося. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов, технологий в «Жостовской СДШИ».
Наиболее эффективно зарекомендовал себя метод проектов. Внедрение проектов в обыденную жизнь учащихся имеет большое значение для практической деятельности. Здесь соединяется педагогическое руководство с развитием активности и самостоятельности учащихся.
Творческий проект: проблемы, цели и задачи
Одновременно творческий проект связывает воедино актуальные проблемы:
• Самодвижение, саморазвитие учащегося, его духовности.
• Личностное развитие.
• Формирование основ общей культуры учащегося.
• Формирование основ практического – исследовательского вида деятельности.
Преподавателю, как организатору проектной деятельности, необходимо ставить следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:
• Обеспечить условия для инновационных форм развития учащихся на основе проектной деятельности.
• Создание условий для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.
Для достижения этих целей, я считаю, следует решить следующие задачи:
• Формировать интересы, потребности учащихся к познавательной деятельности, практического умения и навыков проведения проектной деятельности.
• Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это на практике.
Понятие «Проект» в формировании музыкального творчества
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать тематические концерты, театрализованные и хореографические постановки и другие виды самостоятельной творческой работы учащихся. Любое творение - это верный путь формирования музыкального творчества. Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие творческой самореализации ребёнка.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Ориентирование в проектной деятельности
Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учащегося во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Ожидаемый результат:
• включение учащихся в активную творческую деятельность, которая дает возможность проявлять активность, самостоятельность и качественно изменяться;
• умение работать в коллективе, с коллективом;
• умение организовать свое время;
• активизация гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи;
• накопление опыта проведения совместных мероприятий с другими учреждениями и организациями, занимающимися вопросами культурного воспитания подрастающего поколения;
• улучшение профориентации и занятости молодежи, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
• освоение здоровьесберегающих технологий
Каждая Детская школа искусств ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе с детьми, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи - формированию творческой, гармонично-развитой и социально активной и зрелой личности. Не является исключением и «Жостовская СДШИ» г.о. Мытищи, где действующие коллективы демонстрируют свои многожанровые таланты и приобретают опыт концертной деятельности.
Что же заставило нас приобщиться к методу проектирования?
В силу территориальной отдаленности структурного подразделения от основной школы, учащиеся не имеют возможности обмениваться достаточным опытом и творческими выступлениями.
На территории Мытищинского района существуют образовательные учреждения, которые так же не имеют возможности прикоснуться к мировой музыкальной культуре, посредством концертной деятельности «Жостовской СДШИ», в силу большой удаленности сел и деревень района.
В последние годы становится труднее осуществлять набор детей в школы дополнительного образования, что объясняется не только непрестижностью музыкального образования, но и демографической ситуацией в стране.
Значение практики концертной деятельности
Необходима практика, широкая концертная деятельность, в результате которой участники смогли бы отрабатывать полученные знания и приобщать к музыкальной культуре сельское население Мытищинского района.
Пропаганда музыкального исполнительства посредством звучания «живой музыки» на различных музыкальных инструментах, достижение профессионального уровня концертного исполнительства невозможно без наличия современных музыкальных технологий и улучшения материально-технической базы образовательного учреждения.
Ищем, пробуем, экспериментируем. Каждый год приходят совершенно иные дети. Современный учащийся - это уже человек нового формата. Мыслят всё быстрее. А удивляются всё меньше. Как разбудить в наших учащихся интерес к самим себе? Как объяснить, что самое интересное скрыто в них самих? Как заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а музыкальное искусство естественной, необходимой частью жизни? Как реализовать способности учащихся, их творческие и исполнительские навыки?
Руководствуясь собственным опытом, могу точно сказать, что дети испытывают гордость за представленные результаты своего труда. Им дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.
О каждом из задуманных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно демонстрируют результаты своего труда, пользу своего проекта.
Формирование личностных качеств учащихся через проект
При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение). Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность.
Сами дети отмечают, что, работая над проектом в художественных коллективах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как это иногда бывает.
Проект как метод эффективного обучения
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Роль преподавателя в проектной деятельности
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить руководитель проекта: я выступаю не как толкователь готовых идей и их транслятор, а как равноправный соучастник их реализации. Я - некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 2-м этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Основная задача преподавателей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в практике дополнительного образования. Именно осмысление и применение этого метода проектной деятельности в новой социально-культурной ситуации в свете требований к обучению детей на современной ступени общественного развития, позволяет осуществлять пропаганду музыкального исполнительства, расширение общего кругозора подрастающего поколения, приобщение широких масс слушателей к лучшим образцам музыкального культурного наследия, а также предоставление юным музыкантам возможность творческого самовыражения на большой сцене.
Для развития учащихся «Жостовской СДШИ» проектная деятельность - это основная возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А для преподавателей - социально-культурные проекты - это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематика, цель, планирование деятельности, самоанализ, презентация, а также, поиск информации, практическое применение знаний, самообразование, исследовательская и творческая деятельность.
Я убеждена, что в творческих работах в рамках выполнения проектов раскрывается личность учеников, формируется их отношение к миру.
Индивидуальный подход очень важен для того, чтобы дети нормально учились и развивались, при создании благоприятных условий для формирования их способностей.
Проектный метод как метод развивающего обучения
Кроме того, проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно - деятельный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом учащийся, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи и творчески их достигает.
Развитие творческого потенциала учащихся «Жостовской СДШИ» через реализацию социально-культурных проектов.
Таким образом, реализуется одна из важнейших задач музыкально – эстетического воспитания – развитие творческого потенциала учащихся «Жостовской СДШИ» посредством реализации социально-культурных проектов. Этот вид деятельности очень интересен. Работа в данном направлении должна вестись и дальше. Необходимо вовлекать в проектную деятельность сельские и городские библиотеки, Дворцы культуры, общеобразовательные школы, клубы и т.д.. Обмениваясь опытом, мы найдем решение этих сложных задач. Необходимо заключать Договоры «Жостовской СДШИ» с этими организациями о взаимном сотрудничестве в просветительской деятельности, в популяризации Искусства Жостовской росписи, реализации творческого потенциала воспитанников «Жостовской сельской детской школы искусств» при огромном художественно-научном значении библиотек, в расширении демонстраций Выставок из работ детского художественного творчества, работ профессиональных мастеров Жостовской росписи и т.д. Необходимо составить План мероприятий на весь учебный год: Абонементные тематические лекции-концерты-выставки. Предлагаемая периодичность мероприятий - 1 раз в месяц (последнее воскресенье месяца в течение учебного года). Объединение всех перечисленных учреждений культуры в реализации проектов позволит провести пропаганду профессионального ориентирования не только в городе, но и в удаленных территориях Мытищинского района. Предоставится возможность для творческого самовыражения, реализации творческого потенциала учащихся и их преподавателей. Создание мобильной концертно-художественной передвижной бригады, с помощью которой популяризация музыкального классического и современного искусства, искусство художественного слова, искусство живописи станет для всех поколений доступной средой.
"Если дети не научились сами творить, то в жизни они всегда будут только подражать, копировать… "(Лев Николаевич Толстой).
Список литературы:
- Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – “Школьные технологии”, 2000, № 2. – с. 43–52.
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это? – “Методист”, 2004, № 1, с. 39–46
- Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. – “Исследовательская работа школьников”, 2004, № 1. – с. 22–32.
- Полат Е.С. «Метод проектов».
5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности/