Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов и техник

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Сытник Галина Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад «Сказка»

Населенный пункт: Ростовская область, п. Мокрый Батай

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие педагоги не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Конечно, у каждого ребенка творчествопроявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. У детей растёт интерес к собственной личности, самопознанию, построению временной перспективы.

В рамках изучения этой проблематики мною был разработан проект «Поделки и аппликации из нетрадиционных материалов

В ходе своей деятельности по проекту я постарались развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Мне хотелось, чтобы ребенок в процессе развитияэтого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для меня было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной личности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью. Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты и стандарты, то я в восторге!

И вот результыты нашей деятельности! Мои воспитанники Активно учавствуют в различных конкурсах и занимают призовые места. Чем я очень горжусь!

Проведя диагностику креативности у детей можно смело сказать что работа в данним направлении имеет положительную динамику.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Закон об образовании РФ от 29.12.2012 273-ФЗ гласит о том, что родители имеют право «знакомится с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания»

В настоящее время тема взаимоотношения педагога с родителями очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

Совместная работа педагога с родителями помогает им стать единомышленниками и помощниками друг другу. Поэтому, необходимо привлекать родителей к мероприятиям, которые способствуют их совместной деятельности с детьми. Именно поэтому в продолжение направления и поддержки развития творческого мышления не только в дошкольном образовательном учреждении но и поддержке данного направления в семье мной был разработан Информационно творческий прект «Вместе весело шагать».

С родителями проводились совместные выставки

Мастер классы

И в завершении проекта Совметный творческий вечер

Для анализа эффективности работы с родителями в рамках проекта мной было проведено Анкетирование родителей.

И вот какие результыты были получеены в начале проекта

И на момент его завершения

Полученные результаты позволяю нам говорить об эффективности проекта.

В рамках данного проекта мною был составлен сборник сценариев мастер классов с подробным описанием. В дальнейшем я планирую создать методическое пособие для воспитателей с описанием педагогического опыта работы по проблеме применения нетрадиционных материалови техник с детьми дршкольного возраста.

Я убеждена, что данный педагогический опыт может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, студентам педагогических колледжей.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Благодарю за внимание!

Опубликовано: 31.10.2018