Формирование основ патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Бадрутдинова Марина Иннокентьевна

Организация: МБОУ Рассветская ООШ

Населенный пункт: Иркутская область, Осинский район, с.Рассвет

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представлена работа по теме самообразования «Формирование основ патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края».

Я считаю, что данная тема самообразования сегодня как никогда актуальна. Социальная среда, в которой проживает маленький гражданин, уникальна и неповторима. Улицы, дома, дворы, люди – это ближайшее социально- культурное окружение предоставляет оптимальные возможности для формирования патриотизма, как чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» предполагает совершенствование системы, повышение качества патриотического воспитания в образовательных организациях, в том числе и дошкольных. Реализация задач патриотического воспитания невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить свою Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков). Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому необходимо целенаправленно и планомерно знакомить детей с традиционным укладом жизни, бытом, обрядами, историей своих предков, их культурой. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

  • — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У дошкольников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Особенно актуальна эта тема сейчас, в наше неспокойное время. И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

Формирование основ патриотизма применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Процесс познания родного края открывает важный канал передачи духовных ценностей предыдущих поколений, их стремлений и идеалов. Через семью и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Родной край – это пространственно-наполненное понятие, предполагающее географически ограниченную территорию (место) и сообщество проживающих на ней людей. Это место есть то особенное, духовное, индивидуальное, неповторимое, что формирует и составляет «самый фундамент культуры»

Цель моей темы самообразования заключалась в выявлении педагогических условий формирования основ патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть особенности ознакомления старших дошкольников с историей родного края;
  3. Выявить уровень сформированности основ патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края;
  4. Разработать и экспериментально апробировать программу по формированию основ патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

В процессе работы по теме самообразования мне хотелось определить, насколько формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края будет более успешной, если будут созданы следующие педагогические условия:

  1. В образовательном процессе реализована программа, включающая историю родного края (чтение художественных произведений, просмотр фильмов, наблюдение за окружающей природой родного края, творческие задания в продуктивных видах деятельности, проектная деятельность, экскурсии) с целью расширения их знаний;
  1. подобран комплекс игр, направленных на ознакомление с родным краем, разыгрывание ситуаций выбора, выполнение творческих работ;
  2. обогащена этнокультурная образовательная среда, представлены (предметы традиционного быта, элементы жилища, нестандартное оборудование, атрибуты-символы родного края, фотовыставки), мини-музеи по ознакомлению с историей родного края.

Занимаясь темой самообразования, я подробно изучила теоретические основы формирования патриотических основ у старших дошкольников. Так, некоторые аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста рассматривались педагогами-исследователями в связи с решением задач ознакомления детей с отдельными сторонами общественной жизни и трудом взрослых (З.И. Велаева, Н.М. Крылова, В.И. Логинова); городом, страной (А.А. Анциферова, Н.В. Мельникова, Г.И. Панасенко, З.А.Тидикиене); жизнью народов нашей страны (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова); отношением к воинской службе и защиты Отечества (Л.И. Беляева); историей нашей Родины (С.Г. Журат, С.А. Козлова, Н.В. Лысенко); народным творчеством (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш. Халикова). Работая с данной научной литературой, мы пришли к выводу о том, что в старшем дошкольном возрасте очень важно использовать исторический материал в воспитании патриотизма: именно патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.

 

Далее мы провели экспериментальную работу. Базой исследования стал МБДОУ «Рассветский детский сад» Осинского района Иркутской области.

Эксперимент с использованием Программы по формированию основ патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей своего края состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На первом этапе экспериментальной работы, мы провели на базе МБДОУ «Рассветский детский сад» анкетирование родителей и модифицированную диагностическую методику «Мое отношение к малой Родине» (по Масловой Т.М.). Методика «Мое отношение к малой Родине» (Маслова Т.М.). Состоит из 10 вопросов (Приложение 2). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта ответа «да», «нет», «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Критерии оценки: за каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов: «да» - 2 балла, «нем уверен» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Критерии оценки сформированности знаний о родном селе у детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень. Ребенок владеет: - обобщенными аргументированными представлениями о различных элементах собственной национальной культуры, об отдельных элементах культуры других национальностей, проживающих в родном селе, районе (язык, одежда, искусство, обычаи, национальная кухня, игры, игрушки); - дифференцированными представлениями о культурно-исторических особенностях родного села, района: культурных достояниях, основных исторических событиях, достопримечательностях, истории возникновения села и района, знаменитых людях; - дифференцированными представлениями о труде людей на селе, осознает связь результатов труда своих земляков с развитием культуры, техники страны, может рассказать о труде своего ближайшего окружения, социальной значимости труда взрослых.

Средний уровень. Ребенок владеет: - дифференцированными, неаргументированными представлениями о различных элементах собственной национальной культуры, о национальных особенностях населения, проживающего в селе, районе; о культурно-исторических особенностях села, района; о труде людей на селе.

Уровень ниже среднего. Ребенок владеет: - первоначальными, неаргументированными представлениями о различных элементах собственной национальной культуры, о национальных особенностях населения, проживающего в селе, районе; о культурно-исторических особенностях села, района; о труде людей на селе.

Низкий уровень. Ребенок не владеет представлениями о различных элементах собственной национальной культуры, особенностях своего родного села, района, о людях его населяющих и прославляющих.

  • Результаты КЭ позволили нам сделать вывод о том, что нужна системная работа по повышению уровня патриотической воспитанности старших дошкольников. (Слайд )

На втором этапе эксперимента мы апробировали нашу Программу по формированию патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста в МБДО» «Рассветский детский сад». (Слайд )

На третьем этапе провели повторно методику Масловой «Мое отношение к малой Родине» и выяснили, что уровень патриотической воспитанности детей экспериментальной группы повысился в среднем на 20-25% по сравнению с результатами констатирующего этапа. (Слайд )

Итак, результаты эксперимента позволили нам сделать вывод о том, что формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края будет более успешной, если будут созданы следующие педагогические условия: В образовательном процессе реализована программа, включающая историю родного края (чтение художественных произведений, просмотр фильмов, наблюдение за окружающей природой родного края, творческие задания в продуктивных видах деятельности, проектная деятельность, экскурсии) с целью расширения их знаний; подобран комплекс игр, направленных на ознакомление с родным краем, разыгрывание ситуаций выбора, выполнение творческих работ; обогащена этнокультурная образовательная среда, представлены (предметы традиционного быта, элементы жилища, нестандартное оборудование, атрибуты-символы родного края, фотовыставки), мини-музеи по ознакомлению с историей родного края нашла свое подтверждение.

Спасибо за внимание

 

Список использованной литературы:

  1. Абросимова Г., Остапец А., Трубачева М. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведческо-туристской деятельности.- М.:Аркти, 2003.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование.- 2010.- №4.- С.23-27.
  3. Бондаренко Е.А. Модели патриотического воспитания в современных условиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.openclass.ru/node/83656
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-С. 447-453.
  5. Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия игры. - М.: Феникс, 2008.- С. 128-139.
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада /Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н.Година и др.; Под ред. A.M. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980.- С. 233-237.
  7. Возвращение к истокам: Ёрдынские игры.- Иркутск, 2015.
  8. Веденеева Г.И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся //Педагогика.-2013.-№8. – С. 59-63.
  9. http://government.ru/ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 года». Постановление №1493 Правительства РФ от 30 декабря 2015г.
  10. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России! Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Скрипторий, 2008.
  11. Воспитательная система «Маленькие Россияне» / Под общей редакцией Т.И. Оверчук.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  12. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма// Педагогика.- 2008.-№5.-С.52-57.
  13. Новицкая М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие.- М.: Дрофа, 2010.
  14. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2015-2020гг. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Протокол №2(12)- П4 от 21 мая 2009г.

Коротаева Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. Насколько готовы педагоги к решению этой задачи? // Дошкольное воспитание.- 2015.- № 4. – С. 90-91

Опубликовано: 30.07.2018