Использование логоритмической коррекции в преодолении нарушений психофизиологического развития у детей

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Толчева Алла Евгеньевна

Организация: МОУ СОШ № 2

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Надым

В последние годы прослеживается тенденция к увеличению количества детей с расстройством когнитивной сферы, задержкой речевого и психического развития. Это связано с психофизическими отклонениями в моторной, сенсорной областях, то есть у детей отмечается незрелость пространственного праксиса, слухо-двигательных координаций, зрительно-пространственного, акустического и речеслухового восприятия. Поэтому эти обучающиеся принадлежат к той категории детей, которая нуждается в коррекционной помощи. Без такой помощи они испытывают затруднения в процессе обучения, часто оказываются в числе стойко неуспевающих по русскому языку, литературному чтению, математике и другим общеобразовательным предметам.

Хорошо известно, что среди причин нарушений устной речи, письма, чтения и счета у детей выделяется дисфункция межанализаторных связей. Специалистами важное значение придается одновременному развитию лево-правосторонних зон коры головного мозга. Левое полушарие отвечает за лингвистические функции, последовательно-логическое мышление и психомоторные функции человека, а правое за музыкально-эмоциональные функции, о6разное мышление и пространственно-топографическое восприятие. Любая ассиметрия в функциональном плане развития мозга приводит к замедленному темпу физического и интеллектуального развития, что сказывается на качестве обучения.

Существует эффективный метод преодоления нарушений психофизиологического развития. Издавна движение использовалось в качестве лечебного средства. В науке появился специальный термин – кинезитерапия (лечение движением). Составным звеном кинезитерапии является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и слова. Всем известно, что музыка позволяет разнообразить приемы движения и характер упражнений. Музыка является не только фоном для проведения занятия, но и организующим фактором, влияющим на поведение занимающихся. Логоритмика способствует на нейропсихологическом уровне формированию межполушарных, межанализаторных взаимодействий; на сенсомоторном уровне – овладению ритмом организации собственных движений и взаимодействию с другими детьми; на деятельностном уровне – овладению комментирующей, планирующей, контролирующей и регулирующей функциями речи.

Танцевальные движения, все виды общеразвивающих упражнений, упражнения по формированию, развитию и совершенствованию всех компонентов двигательной сферы – крупной, артикуляционной, тонкой (мелкой) моторики кистей и пальцев рук. Тем самым способствовуют активному формированию и становлению учебной деятельности у обучающихся, дают уникальную возможность безопасной и эффективной обратной связи, что способствует самопринятию, а также принятию другими детьми.

Важной составляющей логоритмической коррекции является развитие ритмической способности. Ритм – это основа правильного формирования речи и её восприятия. Чувство ритма – это, прежде всего, восприятие и воспроизведение временных отношений в речи. Включение в содержание коррекционной работы музыкально-ритмических упражнений позволяет отрабатывать систему зрительно-двигательных, двигательно-слуховых координаций.

Работа над усвоением ритмической системы проводится поэтапно: дети учатся подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи. Например, под музыку с быстрым темпом школьники идут по кругу быстрым шагом, под музыку с медленным темпом – идут медленным темпом.

А с использованием речевых игр формируется слухо-мототорная координация, развивается регулирующая функция речи. После усвоения детьми эталонов темпа переходят к развитию восприятия и воспроизведения метрических отношений (акцентированные и неакцентированные доли). Сначала учат детей различать и движением выделять отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы. Например, на сильный акцент детям предлагаю остановиться, хлопнуть в ладоши, принять определённую позу. Формирование зрительно-моторных координаций провожу через использование разнообразных моделей движения, поддающихся зрительному контролю.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Исследуя ранее неосвоенные пространства, ребенок расширяет границы своих когнитивных возможностей по управлению телом. В систему используемых упражнений входят задания по развитию реципрокных (перекрёстных) механизмов управления моторикой. Это позволяет задействовать корковые и подкорковые нейронные структуры левого и правого полушарий головного мозга.

На начальном этапе детям предлагаются статические упражнения, которые хорошо освоены в обычном положении рук. Постепенно задания усложняются, подбираются более динамичные.

Большой интерес у детей вызывают подвижные игры, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячей). Физкультминутки могут быть тесно связаны с темой занятия и выполнять роль переходного мостика к следующей части занятия. Так, например, при изучении темы: «Гласные звуки и буквы» детям можно предложить следующие варианты физкультминуток:

Логопедическая ритмика как интегративная коррекционно- педагогическая методика помогает обогатить комплекс реабилитационных методов при работе с обучающимися. И в свете современного мультидисциплинарного подхода, значительно повышает эффективность преодоления нарушений психофизиологического развития у детей.

 

Литература:

  1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985
  3. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
  4. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973
  5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
  6. Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2011
Опубликовано: 27.06.2018