Роль нравственного воспитания учащихся для адаптации в современном информационном мире

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Беленкова Марина Николаевна

Организация: МБОУ лицей №6

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Роль нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально-необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Успех нравственного воспитания учащихся зависит также от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут.

Все что окружает ребенка или молодого человека оказывает воспитательное воздействие.

Последствия нравственного кризиса. Переживаемого сегодня нашим обществом, наиболее остро ощущается в медийном пространстве. В то же время именно здесь лежат ключи к выходу из создавшейся ситуации, к новому обретению утраченных нравственных идеалов.

Необходимо в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку на лицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде.

Школа должна формировать не только интеллектуальное, но и нравственное взросление учащихся, перспективные возможности их морального противодействия и противоядия негативным процессам в школьной и окружающей социальной среде. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет телевидение и Internet.

Есть много интересных статей в газетах и журналах, познавательных и развивающих программ на телевидении, которые дают ребенку большое количество полезной и нужной информации. Но в целом существует засилье «желтой» прессы, программ с эротическим, порнографическим содержанием, со сценами насилия и убийствами.

Не стоит забывать, что многие подростки, не имеющие внутренней системы оценки и сформированных жизненных ценностей и принципов, могут отождествлять себя с отрицательными героями, а образцово-показательная игра актера вполне возможно станет идеалом жизни.

Часто идеализируется преступная среда. Детям дают понять, что это норма и все прощается, если ты особенный человек. «Преступление и наказание» Достоевского очень актуально и сейчас. Каждый человек считает себя избранным и особенным, поэтому подросток, пытается походить на героев.

Здесь нужно отметить, что во многих случаях родители могут контролировать стремления своих детей к просмотру тех или иных фильмов и передач.

Значительное влияние на сердца и души молодых людей оказывают и процессы. Происходящие в Internet пространстве. Следует признать большую роль сетевой среды для просвещения, нравственно-патриотического воспитания, общения молодежи. Позитивная сторона Internet пространства — это взаимообогащение, расширение кругозора и мышления, укрепление дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания.

Подростки проводят много времени в социальных сетях, форумах, чатах, пользуются электронной почтой. Пользуются сервисами обмена мгновенными сообщениями, участвуют в обсуждениях на блогах, играют в on-line игры, в игры для мобильных телефонов и смартфонов.

Из Internet подростки скачивают книги, фильмы, музыку, программы, игры, материалы для рефератов, картинки, рингтоны и т д.

Но в то же время молодежная Internet среда стала площадкой для развития деструктивных тенденций, которые подчас выплескиваются в реальную действительность. Зачастую их настоящая жизнь подменяется виртуальной.

В чатах для подростков существуют определенные правила поведения, включающие нормы этикета.

В целом в Internet и социальных сетях подростки могут видеть нецензурные выражения, рекламу сомнительного содержания, вульгаризмы, просторечия, сокращения, оскорбления.

Одними запретами проблему не решить.

Современная школа все больше должна быть нацелена на развитие самостоятельности, гибкости, критичности современного человека. Важным становится не только дать знания, сколько сформировать важные и значимые для общества компетенции и нравственные правила, которые необходимы учащимся для социальной адаптации в новом информационном мире.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение собой, сохранения твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях.

Исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Опубликовано: 30.03.2018