Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Коток Лариса Николаевна

Организация: МКОУ СОШ

Населенный пункт: Кировская область, ЗАТО Первомайский

Актуальность данной темы определяется необходимостью разрешения противоречий между инновациями образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

  • противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, необходимо включать и систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств личности

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» Эти слова стали основой реализации моего педагогического опыта.

Моя методика сводится к формированию у учащихся умения отстаивать собственную точку зрения: я не только воспитываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания.

 

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3) эвристический метод (решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.

Например, технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.

В чем я вижу плюсы такой технологии?

Во-первых, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, учитель и ученик общаются совсем по-другому. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу.

В-третьих, ученик максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

К активным формам обучения русскому языку отношу практические работы.

Тематика этих занятий должна удовлетворять комплексу требований

учебной программы, касающихся характера, содержания материала, связи с

другими формами учебной деятельности.

Задания при исследовательской методике могут быть различными.

Привожу пример практической работы на уроке в 6 классе по теме

«Степени сравнения наречий»

Тема. Степени сравнения наречий.

Дано:

  1. Справочный материал:

а) сравнительная степень наречий показывает, что в том или ином действии признак проявляется в большей или меньшей степени;

б) превосходная степень наречий показывает, что в том или ином действии признак проявляется в наибольшей степени.

2. Слова: далеко, долго

3. Карточки с рисунками

4. Карточки с суффиксами –ее (-ей), -е, -ше

5. Карточки со словами более, всех.

Цель: познакомиться с образованием степеней сравнения наречий.

Ход работы.

  1. Определи , сколько видов степеней сравнения наречий есть в русском языке (смотри справочный материал).
  2. Сравни картинки с рисунками о продолжительности жизни животных и дальности прыжка

3. Как изменились наречия долго и далеко?

а) добавь суффикс сравнительной степени –ше-. Какие слова получились?

б) добавь к исходным словам частицу более

в) запиши начальную форму слов и получившиеся формы.

4) Используя материал учебника, определи, какие формы сравнительной степени наречий есть в русском языке и как они образуются.

5) Ответь на вопрос: кто живет дольше всех?

а) запиши наречие в форме простой сравнительной степени и добавь к нему слово всех

б) запиши начальную форму и получившуюся форму.

6) Используя материал учебника, определи, какая форма превосходной степени наречий есть в русском языке и как она образуется.

7) Результаты работы запиши в таблицу.

8) Сравни степени сравнения имен прилагательных и наречий. Запиши результат сравнения

 

Выполняя данную работу, шестиклассники учились записывать свои мысли, которые подкрепляли иллюстрированными материалами и действиями с карточками, т.е. проводили демонстрационный эксперимент, решая лингвистическую задачу для получения конкретных результатов. Анализ лабораторных работ обязателен. Ведь даже неудачно выполненная работа имеет большое педагогическое значение. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности.

 

Уроки - практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое не занимает много времени на уроке. По возможности при проведении таких тестов используется мультимедийное оборудование. Например, в 8 классе по теме «Союзы при однородных членах предложения» проводила тест в такой форме:

 

Тест к уроку «Союзы при однородных членах предложения»

 

1. Поставьте правильно знаки препинания: А впереди сотни ночей

(1) и рассветов (2) и дней (3) и вечеров.

1) 2,3;

2) 1,2,3

2. Поставьте, где нужно, запятые: Людей всегда мучают разнооб­разные сомнения

большие (1) и малые (2) серьезные (3) и смешные. (Паустовский).

1)1,2,3; .

2)1,2;

3)2. .

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую:

1) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал в траву.

2) На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

4 . Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.

2) Учебники я или куплю или возьму в библиотеке.

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.

2) Человека воспитывает и искусство, и наука.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1.) Ехать надо было на собаках, или на оленях.

2) Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.


Проверка со слайда.

 

Компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

 

Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

- при объяснении нового материала для максимального его усвоения;

- для оптимального закрепления изученного материала;

- для улучшения контроля знаний учащихся;

- для организации внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

Очень помогают мне в этом диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые имеются в кабинете для каждого класса, диск с дидактическим и раздаточным материалом по русскому языку для 8-9 классов, диск «Фраза».

Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно - различных ситуациях.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.

Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся.

 

Роль внеклассной работы по предмету в формировании познавательной активности учащихся.

Внеклассная работа по предмету рассматривается как педагогическое явление в общеобразовательной школе, имеющее свою историю и законо­мерности изменений. Развитие этого явления диктуется законами развития общества и общественных отношений, но в то же время оно детерминирова­но объективными возможностями региона, района, школы, учителя; оно проявляется в многообразных формах организации, видах деятельности учащих­ся и широком спектре содержания.

Развитие интереса учащихся во внеклассной работе по предмету по­вышает требования к учителю на уроке. Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит ус­пеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Ус­пех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления труд­ностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная воз­можности, сильные и слабые стороны школьников стараюсь давать посиль­ные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления.

Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в зна­ниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уро­ках и дополнительных занятиях. Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельно­сти и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратно­сти, трудолюбия и т.д. Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности. Успех в учебной и внеучебной деятельности - это эффективное средство са­моутверждения учащихся. С появлением успеха внешние стимулы - подбад­ривание, похвала отходят на второй план, а на первый выдвигается внутрен­нее удовлетворение от успеха. Обеспечение успеха в единстве учебной и внеучебной работе выступает важным стимулом положительного отношения к этим видам деятельности, средством его укрепления.

 

Проблемы социализации учащихся через патриотическое и гражданское воспитание на уроках литературы.

  • последние годы в педагогике мало уделяется внимание воспитательным возможностям школьных предметов. Часто сталкиваюсь с мнением, что учитель обязан дать сумму знаний, а воспитывать учащихся будут дома, займитесь лучше воспитанием своих детей. Но годы работы убедили меня в том, что личность формируется в школьные годы. Именно в стенах школы происходит социализация ребенка (адаптация учащихся к социальной действительности). А наш предмет передает нормы и модели поведения, ценности, мышление автора, героев произведений. В результате, хотим мы этого или нет, но на образцах поведения автора и его героев учащиеся учатся социальным ролям, знакомятся с этапами становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности. В результате ученик участвует в собственной социализации и в выражении им ценностей и норм культуры. Начинается поиск своего «Я». Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях - процесс адаптации. Моя задача - стимулировать процесс нравственного развития личности, ее взаимосвязь с социальной средой. А литература способствует приобретению ими социальных навыков, учитель помогает становлению личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности. Поэтому, воспитательные возможности нашего предмета огромны, но вся беда в том, что мало часов отводится на изучение литературы. Но, даже исходя из этого малого количества часов, мы уделяем большое внимание воспитательным задачам предмета. Конечно, решение воспитательных задач - сложный процесс. Но литература - единственный предмет в школе, который обращен не только к уму человека, но, прежде всего, к сердцу. Поэтому, задача воспитания личности, гражданина актуальна для всего мира, но особенно она важна для России: кризис во всех сферах жизни. Сейчас у нашей молодежи очень низкая политико-правовая культура. Молодое поколение уверено в том, что у каждого лишь права и полная свобода. Молодые люди с возрастом становятся все более циничными, равнодушными к окружающим, потребительски относятся к близким, к школе, к государству. Я не могу равнодушно созерцать происходящее. Как учитель, как гражданин, считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках. Именно это и подтолкнуло к выбору методической темы: «Гражданское воспитание на уроках литературы».

Этапы работы.

  1. Анализ воспитательных возможностей предмета.
  2. Более глубокое осознание требований предмета.
  3. Формулирование воспитательных задач каждой темы (не урока) при составлении календарных планов.
  4. Отбор соответствующего содержания учебного материала с учетом особенностей учеников того или иного класса, т.к. классы сильно отличаются друг от друга: одни из них характеризуются высоким уровнем сознательной дисциплины, ответственным отношением к учению, сформированным чувством ответственности, в других - случаи безответственности, нарушения дисциплины на уроках, невыполнением домашнего задания. Отсюда ясно, что при планировании воспитательных задач должна подходить дифференцированно.
  5. Продумала пути реализации воспитательных задач через содержание изучаемого материала:

-продумала содержание своей деятельности, деятельности учеников;

-подобрала соответствующие виды работ учащихся на уроке;

-запланировала практические действия учеников,

-продумала выводы и обобщения.

6. Очень важно еще и выработать у учащихся умения применять эти идеи и закономерности.

Вывод.

Весь целостный учебно-воспитательный процесс: задачи, содержание, разработки тем уроков, формы и методы, личностное влияние учителя, учебно-материальное обеспечение - помогают решению задачи гражданского воспитания на уроках.

Задачи сформулированы в методических пособиях:

- дать определенные знания (о творчестве писателя...);

- выработать следующие умения: критически мыслить, анализировать ситуации, научить сотрудничать с людьми, воспитать терпимость, чувство персональной ответственности за свои слова и поступки, т, е., должны уметьдавать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, и нравственную оценку героям произведений, а также

- формировать навыки, с помощью которых каждый сможет грамотно реализовать свои личные права и свободы.

Реализуются эти сложные задачи в процессе изучения жизни, деятельности и творчества писателей: на примере их жизни и деятельности можно раскрыть и обсудить самые разные вопросы и проблемы, при обсуждении на уроках произведений великих людей можно проследить формирование мировоззрения личности. Именно литературные образы позволяют видеть сложность становления личности, увидеть противоречия, которые свойственны герою, позволяют вовлечь школьников в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свою точку зрения на поступки героев, потому что именно на героях произведений можно рассмотреть конкретную ситуацию с различных точек зрения, обсудить проблемные вопросы. На уроках есть возможность вовлечь школьников в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции как героев, так и авторов. Поэтому, я считаю, что литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, референдумы, проектная форма (разработка и реализация проекта), анкетирование, интервью, наблюдение, эксперименты... Для решения гражданского воспитания на уроках литературы рекомендуется множество современных технологий. Но я предпочитаю следующие формы и виды уроков: урок-исследование, мини-исследования, семинар, обсуждение проблем, конкретных ситуаций, работа в группах, защита позиций автора или героев, работа с текстом, тренинги, дискуссии (особенно «горячие», «трудные» темы требуют принятия решения), именно на дискуссии ученик постигает моральные идеи: идеи добра, выявления их содержания. Именно в дискуссиях проявляется моральное суждение ученика. Именно на дискуссии он чаще осваивает вечные, непреходящие ценности, а это помогает ему приблизиться к своему внутреннему миру, лучше понять себя. Например, ученик переживает сильные эмоции при изучении «Севастопольских рассказов» Л.Толстого. На уроке осознает ценность человеческой жизни, формируется неприятие убийств, войн. Логическое восприятие общественных норм и ценностей происходит в результате изучения исторического развития общества, государства, жизненного уклада народа (нравы, обычаи, нормы поведения). Во время дискуссии ученик переосмысливает свой, а также чужой жизненный опыт ( сравнивает, анализирует их нормы и ценности). Формы дискуссии самые разные: обмен, диалог, поддержание впечатлений, моделирование социальных процессов: суд, защита.

Я остановлюсь на некоторых произведениях, при изучении которых необходимо уделить внимание гражданскому воспитанию учащихся.

«Слово о полку Игореве». В этом произведении автор изложил свои раздумья о честолюбии и человеческой гордыне. Учит сопереживанию и любви к своей земле. Слышим боль за судьбу Русской земли. Объясняет читателю, в чем сила русского народа: в единстве, в способности почувствовать чужую боль и в помощи в горе. «Слово о полку Игореве» - урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле. На уроке можно провести мини-исследование: выделить отрывки из произведения с последующим комментированием на определенные темы:

как построен рассказ о походе Игоря?

как вы думаете, зачем введены в текст лирические отступления «Золотое слово» Святослава, обращение к князьям, плач Ярославны?

Что общего во всех откликах на поход Игоря? Сделать вывод по мини- исследованию: каждая часть дает возможность увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек.

Кого из героев можно назвать защитником Земли Русской?

Каков идеал автора?

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Очень глубокие мысли изложены в произведении о гражданственности, о гражданском воспитании. Главное для оды - тема России, ее процветание. Читать отрывки необходимо с патриотическим восторгом, призывом. Залог благополучия русского государства автор видит в образовании российского юношества. В произведении звучит призыв к российской молодежи - овладеть науками:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Эту же мысль продолжает Д.И.Фонвизин в своей комедии «Недоросль», но более глубже. Автор вскрывает проблемы гражданственности, образования и воспитания. Утверждает: вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом - об уме. Именно через последовательную работу по гражданскому воспитанию на уроках литературы ученик начинает участвовать в собственной социализации и в выражении им ценностей и норм культуры. Начинается поиск своего «Я». Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях - происходит процесс адаптации.

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы путем интегрирования учебных предметов.

(Роль музыки и живописи на уроках литературы)

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитать всесторонне развитого человека;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • формировать обобщённые знания и умения;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы.

 

Актуальность и перспективность

Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Мне кажется, что за интеграцией - будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет - русскую словесность. Но нельзя согласиться с тем, что нужно эти предметы объединить. Цель обучения русскому языку - научить грамотно писать и разбираться в грамматических категориях. Цель уроков литературы - воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но свести урок литературы к грамматическому разбору текста? Исчезнет эмоциональный настрой, чувство сопричастности. Поэтому уместно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. Они сближают два предмета, но и сохраняют их самобытность.

Литература - 1) произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение; 2) письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма )[7]. Выяснили, что литература - это искусство слова. В данной работе попытаюсь рассмотреть интеграцию трёх предметов: литературы - живописи - музыки. Интеграция позволяет учащимся иметь целостную картину мира. Необходимо «перейти от развития интеллекта в отдельных предметах к всестороннему и целостному развитию личности». [6] Органическая связь литературы и смежных искусств представляет собой основу для интегрирования таких предметов, как живопись, музыка и литература. Использую на уроках записи музыкальных произведений, иногда играю на пианино. Часто привлекаю к уроку самих ребят. Они играют на музыкальных инструментах, создают эскизы декораций, костюмов, сами подбирают музыку к произведениям. Каждый урок - творческий поиск. Главное - интегрированные уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. Такой урок побуждает к мыслительной деятельности, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении.

Особенности интегрирования на уроках литературы

Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.

Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.

В энциклопедии книжного клуба XXI века нахожу определение. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись».

Далеко не каждый может описать картину. Как не позавидовать горожанам, которые имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Ученикам, посетившим выставку, будет легче составить рассказ по картине. Задача учителя - научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В начале урока необходимо провести словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Постараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).

 

Музыка на уроках литературы

Наиболее часто использую этот вид интеграции на своих уроках. Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь «во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом». Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя.

Например, мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта (звучит вальс). А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках - жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.

Разговор о С.Есенине уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.

Басни Крылова (5-й класс). Класс разбиваем на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.

Таким образом интегрирование слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

Опубликовано: 27.03.2018