Использование конструктора LEGO в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Голотвина Вера Петровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №112»

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция к резкому увеличению числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Это связано с ухудшением экологической ситуации, различными инфекционными заболеваниями матерей во время беременности, ухудшением социальных условий жизни. Поэтому проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим возникает необходимость своевременного выявления и коррекции речевых нарушений: проведение диагностики речевых нарушений, подбор приёмов, методов и средств для их коррекции. [Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. М., 2003]

Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Ребёнок играет со всем, что его окружает. Задача взрослых – родителей и педагогов – дать ребёнку как можно больше знаний об окружающем мире, привить необходимые навыки, научить наблюдать и мыслить. Для этого новую информацию следует облекать в форму занимательной игры, потому что в игре даже самое сложное становится понятным и интересным. В связи с этим большое внимание в дошкольной (в том числе и коррекционной) педагогике отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. [Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2012.]

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO – технологий, ориентированных на развитие

мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

LEGO-технология, основанная на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире. Использование наборов LEGO в коррекционно-развивающей работе с детьми позволяет за более короткое время достигнуть устойчивых положительных результатов в развитии речи, мелкой моторики, психических и познавательных процессов, фантазии и творчества.

При использовании LEGO-технологий мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

* С поделками из конструктора LEGO ребёнок может играть, ощупывать их, не боясь испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав. У ребёнка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

* При использовании конструктора LEGO у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психологическое состояние успеха.

* В работе с конструктором LEGO у ребёнка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это его мир под его контролем.

* Конструктор LEGO не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся педагогическая работа воспринимается им как игра.

* Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

* Работа с LEGO позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

LEGO-технологии широко используются в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Применение дидактических упражнений с помощью конструктора LEGO помогает в освоении программного материала по всем образовательным областям. Детали конструктора широко используются педагогами в процессе формирования элементарных математических представлений (далее ФЭМП), ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

В процессе непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) по ФЭМП широко используются игровые упражнения на развитие логического мышления, внимания, ориентировки в пространстве («Логические цепочки», «Продолжи последовательность», «Найди закономерность», «Чего не стало», «Симметрия» и т.д.), на закрепление навыков счёта («Сосчитай и назови», «Волшебная лесенка»), на закрепление зрительного образа цифры («Выложи цифру из LEGO», «Чего не хватает цифре»), на закрепление знания состава числа («Дополни до нужного числа», «Сколько не хватает», «Что лишнее»). С помощью деталей конструктора решаются простые арифметические задачи на сложение и вычитание, отрабатываются понятия «больше», «меньше», «одинаково», «самый большой», «самый маленький» и т.п. При создании построек по определённой сюжетной линии дети учатся правильно оперировать такими понятиями, как «справа», «слева», «сзади», «спереди», «под», «над» и т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Готовые постройки помогают закрепить навыки использования предлогов в речи («Где находится предмет»). Конструктор LEGO позволяет заменить бесчисленный счётный материал, что делает процесс обучения лёгким и удобным для педагога.

В процессе НОД по ознакомлению с окружающим миром, отрабатывая лексические темы, дети моделируют различные ситуации, имеющие место в реальной действительности. Из деталей конструктора создаются модели

животных и птиц, зданий и сооружений, разных видов транспорта, мебели и т.д. Это позволяет более точно закрепить в сознании ребёнка наглядный образ и сюжет, помогает сформировать более устойчивые знания и навыки, активизирует фразовую речь. Дети отрабатывают навык согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже, образования сложных слов.

В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения. При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объёмному изображению декораций из конструктора, помогают ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education «Построй свою историю». Этот конструктор создан для развития речевых умений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он оказывает неоценимую помощь в НОД по развитию речи, художественной литературе и в процессе самостоятельной игровой деятельности детей. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

Это послужило основанием для разработки программы кружка для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. При создании программы произведён отбор содержания образования по конструированию из деталей

LEGO для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, с учётом порядка ознакомления с лексическими темами.

Цель программы - развитие фантазии, воображения и формирование моторных навыков у детей с нарушениями речи посредством LEGO-технологии.

Апробация программы показала актуальность и целесообразность использования LEGO-технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Анализируя данные мониторинга готовности детей к обучению в школе, следует отметить положительную динамику речевого и познавательного развития. Выпускники успешно обучаются в общеобразовательных школах, гимназиях города Кургана.

Таким образом, использование игровых приёмов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким и динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.

Большое значение для повышения эффективности педагогической деятельности имеет сотрудничество с родителями. Необходимо вызвать у родителей желание совместно заботиться о развитии ребёнка и коррекции речевых нарушений. Эти задачи реализуются в совместных вечерних играх в детском саду, проведении игр-соревнований, досугов, выставок. Дети с родителями совместно обговаривают действия, ищут оптимальные варианты конструирования, радуются успехам, между ними возникает тесный дружественный контакт. В результате таких встреч многие родители становятся более квалифицированными помощниками педагогов.

Опираясь на положительные результаты диагностики и на растущий интерес детей и родителей к данному виду деятельности, планируем пополнять предметно-развивающую среду групп дошкольного возраста новыми наборами конструктора LEGO, расширить перечень тем для конструирования, продолжить тесное сотрудничество с инновационным проектом «LEGO- парк».

Разнообразные приёмы педагогического воздействия на детей с речевой патологией – успех в формировании речевых навыков и умений!

 

Опубликовано: 10.07.2015