Методический семинар Тема: « Экологический исследовательский проект как фактор формирования УУД»
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Исакова Наталья Владиславовна
Организация: МОУ Эммаусская СОШ
Населенный пункт: Тверская область, п. Эммаусс
Ориентация образования на достижение общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащихся, отличающая стандарты нового поколения (ФГОС), реализуется в умении учиться. Это умение формируется на основе системы универсальных учебных действий (УУД) – метапредметных результатов образовательной деятельности, применимых для решения проблем в реальных жизненных ситуациях. Важным фактором формирования УУД является исследовательская и проектная деятельность экологической направленности.
Экологический проект является своеобразной платформой для реализации УУД и имеет комплексный потенциал обучающего, воспитательного и развивающего характера. При реализации проекта используются различные методы: химический и биологический эксперимент, составление компьютерных карт и фотогербария, мониторинговые исследования, компьютерные технологии, включая работу в интернете, оформление диаграмм, графиков, презентаций, программирование и моделирование. Проблемность и социальность исследований, а также индивидуальный подход формируют внутреннюю гражданскую позицию ученика, придают смысл его деятельности по охране природы. Работая в группе, ребята приобретают коммуникативные навыки сотрудничества со сверстниками и с учителем, развивают свои творческие способности.
Целью исследовательской деятельности школьников является не только конечный результат, но и сам процесс реализации проекта, в ходе которого развиваются исследовательские и творческие способности учащихся,
формируются их информационная, коммуникативная и социальная компетентности, закладывается фундамент самообразования. Таким образом, в процессе работы над проектом формируются следующие универсальные учебные действия:
личностные – развитие личности, владеющей основами экологической культуры и гражданственности, навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
регулятивные – организация обучающимися учебной проектной деятельности;
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, решение проблем творческого и поискового
характера;
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение речью. В нашей практике мы используем в основном междисциплинарные проекты с разнообразной тематикой исследовательских работ.
В своей работе , помимо исследовательских проектов занимаюсь разработкой учебных проектов, например таких как: создание модели клетки в технике квиллинг, из пластилина. Создание модели яйца из пластилина, модели вируса, книжки-малышки.
Ежегодно, весной мы проводим с ребятами акцию « Сохраним посёлок чистым»- экологический субботник.
Наши дети регулярно принимают участие во многих всероссийских и международных конференциях, конкурсах среди которых: «Зеленая планета», «Менделеевские чтения», научно-практическая конференция
« Открываем новые горизонты», Всероссийский фестиваль педагогического творчества, Всероссийский конкурс «Подрост», научно-практическая конференция в рамках регионального научно-образовательного, физкультурно-оздоровительного фестиваля «Образ жизни и здоровья», становятся лауреатами и призерами многих из них.
Таким образом, опыт моей работы показывает, что организация исследовательской и проектной деятельности экологической направленности является перспективным направлением формирования универсальных учебных действий. А для достижения личностных и метапредметных результатов развития наших детей необходима тесная связь дополнительного образования с общеобразовательными предметами. Кроме того, проектная работа объединяет учащихся разных классов, что обеспечивает преемственность и непрерывность процесса формирования исследовательской деятельности.