Обучение дошкольников слушанию как виду речевой деятельности

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Петрова Людмила Петровна

Организация: ГБОУ ООШ пос.Подгорный

Населенный пункт: Самарская область, пос.Подгорный

Осознание значения слушания как вида речевой деятельности помогает ответить на вопрос: “Зачем учить слушанию?” Значение слушания в жизни человека отмечали еще риторы Античности: Аристотель, Цицерон, которые всемерно ориентировали свою речь на слушателя. Известны устно-речевые традиции русского народа, почитавшие слушание, что отражено в пословицах, поговорках: "Умную речь хорошо и слушать", "Красную речь хорошо и слушать", "Красно поле пшеном, а речь — слушателем".

Вопрос о важности обучения слушанию был поднят в трудах основоположников методической науки. Ф. И. Буслаев указывал на необходимость развития у детей способности "понимать выраженное устными формами речи". К. Д. Ушинский рекомендовал педагогам "учить детей слушать внимательно, усваивать, а потом передавать услышанное".

Значение слушания в жизни человека отражено в трудах методистов (Т. В. Атапиной, Е. Г. Бегуновой, Л. Н. Вьюшковой, Т. А. Ладыженской, Л. Е. Туминой). Отмечается, что человек овладевает слушанием как видом речевой деятельности с рождения; этот вид речевой деятельности создает базу для освоения других видов речевой деятельности. Умение слушания лежит в основе приобретения знаний по всем предметам, это средство формирования духовного мира человека, приобщения к ценностям культуры.

Современные исследователи М.Т.Баранов, А.Д.Дейкина, Т.А.Ладыженская и др. замечают, что в настоящее время умением слушать владеют лишь немногие дети, поступившие в школу, большинство не умеют сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение услышанных фраз, вникать в сущность того, что говорится. Между тем умение слушать - необходимое условие правильного понимания позиции собеседника, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного ведения беседы.

Слушание как вид деятельности занимает важное место в учебно-познавательной деятельности дошкольника. Оно выступает источником получения информации с целью обогащения знаниями, повышения культурного уровня; средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей, а также выполняет регулятивную функцию, так как полученные в процессе слушания инструкции определяют действия человека.

Слушание - важный вид речевой деятельности для детей, поступающих в школу, т.к. значительная часть организованной деятельности представляет собой восприятие информации.

Анализ программ дошкольного воспитания показал, что они не предусматривают специального обучения детей речевым умениям в речевой деятельности. Часто работа по формированию речевой готовности детей к учебной деятельности направлена на овладение единицами языка (звуковая культура, словарная работа, грамматический строй речи), способами действия с этими единицами языка. Ни в одной программе нет системного представления содержания работы по всем компонентам речевой деятельности (слушание). Многие программы связывают речевую готовность к учебной деятельности с овладением чтением и письмом, не учитывая, что сформированная устная речь (слушание) является основой усвоения речи письменной (чтение и письмо). Эти задачи реализуются в других видах деятельности в качестве сопутствующих, вспомогательных, что ставит нас перед необходимостью более подробной направленности к такому виду речевой деятельности, как слушание.

Процесс обучения слушанию осуществляется различными методами.

При обучении детей слушанию активно применяется словесный метод (беседа). Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ работы по осмыслению нового материала. Следовательно, в беседе осуществляется следующие процессы: слушание для говорения, слушание для понимания.

При реализации установки слушания для понимания на фазе поддержки используются уточняющие вопросы, а на фазе комментирования - парафраз, который предваряет высказывание своей точки зрения (Я вас правильно понял..., Другими словами..., Вы считаете что...) Парафраз наряду с уточняющими вопросами представляет собой прием для достижения взаимопонимания. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются педагогом всем детям, чтобы все дети готовились к ответу. Кроме приема постановки вопросов, в беседе может использоваться прием обсуждения ответов и мнений детей.

Не менее важным методом при обучении слушанию является рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение материала, не прерываемое вопросами к детям. «Изустный» рассказ и беседа по содержанию прослушанного рассказа - это методы, которыми К.Д.Ушинский предлагал развивать слуховое восприятие. Беседу К.Д.Ушинский рекомендует выстраивать таким образом, чтобы сначала, отвечая на вопросы, дети передали бы главное, а затем вопросы требовали бы выяснения деталей. Эти правила построения беседы по содержанию прослушанного текста являются актуальными и в настоящее время.

Чтение и рассказывание художественных произведений, наряду с беседой, является важным методом, в котором проявляется умение слушать. В дошкольном обучении чтение художественных произведений формирует у детей способность к восприятию и пониманию художественного произведения. Целенаправленная работа, связанная с пониманием текста, предполагает развитие навыков слушания и заключается в следующем: осознавать содержание текста, уметь определять основную мысль текста, прогнозировать содержание текста по названию (заголовку), выражать свое отношение к содержимому текста.

Методом контроля при этом может выступать пересказ прочитанного детям материала. При пересказе ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста, так как ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Во всех указанных методах используются такие общепринятые методические приемы, как вопросы констатирующего и поискового (требующих установления связей отношений между явлениями) характера, объяснение (объяснение правил, действий детей),

В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий в обучении детей дошкольного возраста особой популярностью пользуются аудиосказки и видеорассказы. Важным моментом при этом остается положительная установка педагога на слушание. Чтобы сделать прослушивание аудиосказок более интересным, можно задействовать один из методов сказкотерапии - рисование сказки. К шести годам у тех детей, которые регулярно слушают и воспроизводят только что услышанную информацию в виде пересказа, рисунка, аппликации и пр., развивается умение одновременно слушать, понимать и интерпретировать услышанное.

Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то становится очевидным целесообразность применения игровых приемов при обучении слушанию. Применение игровых методик, по мнению О.Я.Гойхмана, повышает эффективность процесса обучения, интенсифицирует и активизирует процесс обучения, делая его более творческим и увлекательным.

Обучая детей умению слушать, мы подготавливаем ребенка к последующему обучению в школе, где умение воспринимать информацию на слух и осмысливать воспринятое - важный навык, без которого не возможен процесс обучения.

Используемая литература:

Ануфриев А.В., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М.: Ось-89, 2006

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. - М.,Теревинф,2004

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 272 с.

Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности.

Ушинский К.Д. Высшее педагогическое образование.- М.: Русская школа, 2005

Опубликовано: 11.08.2017