Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Орлова Гульшат Расимовна

Организация: МАДОУ «Русалочка»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский

Одной из основ общей подготовленности детей к школе является обучение основам безопасности жизни и здоровья. На мой взгляд, представление о безопасности жизни сродни представлению о ценности жизни. Это необходимый элемент культуры, который постепенно становится ценностью в нашем обществе. Актуальность обучения и воспитания детей дошкольного возраста основам безопасности жизни в наше время не вызывает сомнений.

Чем раньше начинается осуществление педагогической деятельности по этой проблеме, тем осмысленней и обобщенней станут впоследствии накопленные знания. А это значит, что безопасность будет обеспечиваться не только бдительным надзором взрослых, но и готовностью каждого ребенка к правильному реагированию на экстремальную ситуацию.

Поставив перед собой цель проведения работы по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности в детском саду, в ходе которой должно осуществляться обучение правилам поведения, обеспечивающим сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, быта, педагог сталкивается с рядом противоречий:

  • между увеличивающимся в последнее время количеством опасных ситуаций и ограниченным объемом времени на реализацию обучения по данной проблеме;
  • между сложностью, вариативностью предлагаемого для усвоения детьми материала и возрастными особенностями дошкольников, не позволяющими детям анализировать опасности и вести себя в соответствии с ними;
  • между единством требований педагогов, с одной стороны, и непониманием предлагаемых задач со стороны родителей.

Разрешить данные противоречия позволила разработка системы работы по формированию у воспитанников опыта безопасного поведения. Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

*знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

*умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

*отношение - переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

Накопление опыта безопасного поведения - это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для её изучения привлекаются ученые-социологи, психологи, педагоги, инженеры, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

Для решения данных противоречий были выделены следующие задачи обучения и воспитания:

  1. Сформировать у дошкольников систему знаний о многообразии ситуаций, которые могут угрожать их жизни и здоровью.
  2. Развивать у детей способность анализировать различные ситуации.
  3. Изучить с детьми различные правила безопасности (правила пешехода, общения с незнакомыми людьми, обращения с огнем, поведение вблизи водоемов, обращение с разными предметами во время игр, занятий и другие).
  4. Учить применять эти правила в конкретных жизненных ситуациях. Отработать несложные приемы оказания первой медицинской помощи при травмах.
  5. Формировать у дошкольников понятия о здоровой среде и ее влиянии на человека. Вырабатывать у ребенка умения содержать в чистоте и порядке не только свое тело, одежду, но и все, что его окружает. Объяснять, как влияет на здоровье правильный распорядок дня.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей. Привлекать их к совместной деятельности по воспитанию у детей навыков безопасной жизнедеятельности.
  • решить комплекс этих задач удалось через осуществление проектной деятельности. Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» был рассчитан на 2 учебных года с реализацией в подготовительной группе МАДОУ «Русалочка».

2012-2013 учебный год - выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения, составление тематических планов, конспектов, сценариев, создание предметно-пространственной среды.

2013-2014 учебный год – практическая работа, оценка результатов, описание работы.

Участники проекта – воспитанники подготовительных групп, родители, педагоги ДОУ, сотрудники пожарной части, инспекторы ГИБДД.

В ходе реализации проекта проводилась работа по всем направлениям, охватывающим раздел «Формирование основ безопасности» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Проект реализовывался по направлениям:

  1. Организация предметно-развивающей среды и подбор методического обеспечения.

В группе были оформлены центр пожарной безопасности, центры «Правила дорожного движения», «Безопасность в природе и дома», блок «Безопасность» в родительском уголке.

Методическое обеспечение: картотека игр, стихов, загадок по теме «Безопасность»; демонстрационный материал; атрибуты для сюжетно-ролевых игр; настольно-печатные игры; дидактические игры; игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.); подборка художественной литературы по теме; конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений; папки-передвижки; цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей; карточки с телефонами служб спасения; презентации «Азбука ПДД», «Торопыжка», «Один дома», «Правила поведения в городе», «Правила дорожного движения для водителей», «Правила безопасности»; подбор видеороликов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности.

  1. Работа с детьми

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности осуществляется по разделам: «Ребёнок и его здоровье»; «Ребёнок и другие люди»; «Ребёнок дома»; «Ребёнок и природа»; «Ребёнок на улицах города».

Основываясь на содержание программы, был разработан календарно-тематический план. Цель разработки плана - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровья, адаптировать имеющийся материал к условиям проживания в городе Губкинский.

Решение задач по основам безопасности жизнедеятельности предусматривается во всех блоках учебно-воспитательного процесса:

1) непосредственно образовательная деятельность;

2) совместная деятельность педагога и воспитанников;

3) самостоятельная деятельность.

Материал был отобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

Основные методы работы:

  • объяснительно - иллюстративные: объяснение, показ, рассматривание. Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте, или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.
  • ситуационно - имитационное моделирование: процесс конструирования модели реальной ситуации. Например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней. Использование данного метода было представлено в занятии.

В процессе работы использовались различные формы обучения: комплексные занятия; экскурсии; целевые прогулки; подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-соревнования; сочинение историй; наблюдения; беседы; чтение специальной детской литературы.

Сложные знания по правилам поведения при возникновении пожара закреплялись детьми в театрализованной деятельности. В ходе проведения «Театральной недели» был поставлен кукольный спектакль «Огонёк», который посмотрели дети старшей и средней группы, родители. Было проведено спортивно-развлекательное мероприятие «Перекрёсток». Проверить свои знания ребята смогли, приняв участие во Всероссийском заочном детском конкурсе по основам безопасности жизнедеятельности «Простые правила», в Международном конкурсе-игре по ОБЖ «Муравей».

  1. Работа с родителями

Задачи работы с родителями:

  1. Познакомить родителей с работой педагога по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
  2. Повысить уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
  3. Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.

Формы работы с родителями: анкетирование; индивидуальные и групповые консультации; тематические родительские собрания; совместное мероприятие для детей и родителей.

Для участия в прослеживании положительных результатов педагогической деятельности приглашались родители на заседание детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено». Итогом работы родителей с детьми стал выпуск брошюры «Наш помощник светофор». На рисунках дети изобразили разные ситуации на дороге и описали эти ситуации и их решение в своих рассказах.

  1. Работа с педагогами

Задачи работы с педагогами:

  1. Повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Систематизировать и обобщить работу методической службы МАДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения.

Формы работы с педагогами: выступление на педагогических советах; индивидуальные и групповые консультации; помощь в оформлении родительских уголков; предоставление картотеки игр, пособий, атрибутов; показ открытых мероприятий.

  1. Взаимодействие с ГИБДД, МЧС

Задачи работы:

  1. Уточнить знания детей о безопасности на дорогах, о пожарной безопасности.
  2. Получить профессиональную помощь сотрудников ГИБДД, МЧС для организации работы с детьми.
  3. Расширить знания детей о труде пожарных, спасателей.

Формы работы: заключение договоров о сотрудничестве между МАДОУ «Русалочка» и ГИБДД, МЧС; регулярные беседы с детьми сотрудников; экскурсия детей в пожарную часть; консультирование, методическая помощь сотрудниками ГИБДД, МЧС воспитателя.

Мониторинг производимой работы осуществлялся по 19 показателям, которые были соотнесены с интегративными качествами. Оценка уровня достижений ребенка производилась побалльно:

1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;

2 балла – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;

3 балла – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;

4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;

5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества.

Были достигнуты следующие результаты.

Благодаря систематической и целенаправленной работе удалось добиться следующих результатов:

  • систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе;
  • у дошкольников имеются сформированные представления о здоровом образе жизни;
  • повысился уровень родительской компетентности в воспитании у детей навыков безопасной жизнедеятельности;
  • обогатилась методическая база МАДОУ «Русалочка».

Данный проект был представлен на конкурсах.

Литература:

  1. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Опубликовано: 02.04.2017