Занятия поэтического кружка – одна из форм внеклассной работы

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Караваева Татьяна Николаевна

Организация: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Одной из форм внеклассной работы является кружковая работа. Идея  организации поэтического кружка у нас возникла в связи с тем, что  в каждом номере студенческой газеты нашего образовательного учреждения было решено  печатать стихи, сочиненные студентами.

Цель работы  поэтического кружка – формирование и развитие творческого воображения студентов, то есть показать  каждому  студенту,  что  он талантлив, может слагать стихи, выражая через них свой взгляд на окружающий мир.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- с помощью комплекса  творческих заданий заинтересовать студентов и помочь им начать сочинять стихи;

- помочь студентам, пишущим стихи, сделать процесс сочинения стихов более  профессиональным.

Для решения  этих задач на занятиях поэтического  кружка  применяется личностно – ориентированный  подход.

В начале учебного года на своих уроках в группах 1 – 2 курсов рассказываю студентам о поэтическом кружке с целью вовлечения в него талантливых, творческих студентов.

На первом занятии  поэтического  кружка провожу беседу о творческих задатках, имеющихся у каждого человека, а также показываю студентам нового набора подшивки стихов студентов  старших курсов и выпускников, сообщаю, что по итогам нашей работы  лучшие  стихи  будут опубликованы в студенческой газете колледжа  «От сессии до сессии», а в конце  учебного года будет  выпущен  сборник  стихов, который будет назван   интересной строчкой из чьего – нибудь стихотворения. Эта  возможность  проявить  себя  настолько  увлекает  некоторых студентов, что  постепенно у них появляются  очень интересные и удачные строки, например, такие, как:

 

Осенняя пора проходит слишком быстро,

Хотя, как для кого – не мне судить.

Пора забвенья, грёз и размышлений,

Пора мечтать, а, может, и любить.

А город стал другим: желтеют листья,

И ветра шорохи мешают спать.

Дома на фоне  призрачного неба

Стали печальней утром оживать.

А я, не замечая голосов прохожих,

                             Поговорю с молчанием листвы.

Пройдусь с подругой – осенью по крышам,

Поведав ей заветные мечты.

Пусть за окном размоет дождь дороги,

Пусть ветер станет резко холодней.

Её дыхание с моим так схоже,

 Осенняя пора… Что может быть родней ?

 

                                                                                                 (Шкалькова Виктория)

 

Такие стихи  говорят об нестандартности мышления, отражают  интересный  внутренний мир студентов.

На каждое занятие студенты  приносят свои  стихи.  Но каждый раз выявляются  только 1 – 2 «изюминки».  Над остальными  приходится  много работать совместно, чтобы   получились хотя бы обычные стихи, в которых  выражены  свои  мысли и чувства.

Именно такая форма обучения, как  кружковая, дает возможность  преподавателю  максимально  использовать  личностно – ориентированный  подход в обучении студентов. На начальном этапе  обучения стихосложению каждому студенту  предлагаются индивидуальные   задания по стихосложению, которые   стимулируют  творческую   активность  студентов, их воображение.  Например, сочинить  буриме. (Буриме – сочинение стихотворения по готовым рифмам). Студенты с большой охотой  сочиняют  буриме, тем более, что для сочинения стихотворений при этом не требуется поиска рифмы.

Вот некоторые из студенческих работ:

 

Проходят  годы, но я точно знаю:

Никто меня не любит так, как ты.

Ты – ласковая, милая, родная,

Пусть, мама,  сбудутся твои мечты !

 

                          (Лукьянова Светлана)

 

Без любви намного легче:

Нет ни слез, ни страстной речи,

Нет обмана и мучений,

Выясненья отношений. 

 

                        (Митрофанова Ирина)

 

 

Одним из заданий также является   импровизация  на заданную тему. Например, подготовить  рекламу своего учебного заведения. И здесь  очень часто получаются  пусть не идеальные, но очень неплохие стихи:

 

 

Мой техникум

 

Сегодня снова выходной,

И я опять осталась дома ...

Ну как там техникум родной ?

Мне без него так  одиноко.

Он стал мне дорог с первых  дней

Так, что порою  даже снится …

Я так хочу  скорей опять

Увидеть все родные лица !

 

Мы здесь науки познаём,

Учиться  нам так интересно.

И очень дружно здесь живем,

Мы выполняем все совместно.

А если же в учебе вдруг

Ряд трудностей у нас случится,

Мы будем  вместе из всех сил

Ещё старательней  учиться.

 

                           (Александрова Анастасия)

 

На занятиях кружка студенты также знакомятся  с монорифмическим стихотворением, в котором  все  строки рифмуются между собой. Для  начинающего  поэта сочинить его – сложная задача. Но то ощущение   гармонии и  стройности,  которое  присуще  монорифмическому  стихотворению, оправдывает и сложные поиски рифмы, и работу над «словесной рудой»:

 

Тучи хмурые  веют холодом,

В золотой листве тайны города.

Пронеслись они темным облаком,

Занесло мечты, словно ворохом …

                                (Петров Андрей)

 

Задания поэтического кружка продолжаются. Студенты  сочиняют стихи, в  которых  рифмуются  строки, расположенные рядом  (смежная рифма), или же строки, расположенные  через одну (перекрестная рифма):

 

Пройдет  полоса препятствий и боли,

Пережить её надо, собрав силу воли.

Кто сильный – тот мудрый, кто слабый  – тот трус…

Удача всем в жизни сопутствует пусть !

 

                                 (Парнюгина Анна)

 

 

Многих студентов настолько увлекает  возможность проявить себя, что  к концу  учебного года у них стихами бывают исписаны  целые тетрадки. Лучшие стихи  ежемесячно   публикуются   в нашей студенческой газете «От сессии до сессии».

С каждым занятием  поэтического кружка все больше замечаю, что  студентам  нравится сочинять стихи. Может быть, действительно, в каждом   человеке живет поэт, который может проявить себя при благоприятных  условиях? Несомненно, стихи  наших студентов  несовершенны, но ведь  стихи  можно писать  не только для того, чтобы  стать известным поэтом. Можно – для  самовыражения, для выражения настроения, для души, для себя, для своих друзей. Мыслями и чувствами, которые  в этих стихах   выражены, можно поделиться с окружающими людьми, что мы и делаем,  читая стихи собственного сочинения на различных  поэтических конкурсах и размещая их в студенческой  газете нашего  колледжа «От сессии до сессии». Вот,  например, одно из этих студенческих творений, которое является плодом  наших совместных  усилий, совместной  работы:

 

             Родной край

 

Чувашская земля – родной мой край!

Земля ста тысяч вышивок и песен!

Люблю тебя!  Горжусь  тобой!

И быть хочу тебе полезной.

Поля Чувашии бескрайни,

Колосья шелестят вокруг…

Пронесся ветерок  прохладный –

С собой принес мелодий звук.

На крышах голуби воркуют,

Сады и трели соловья,

Леса, озера, реки, пашни –

Все это Родина моя!

Здесь гармония природы,

Это царство красоты.

Все здесь – счастье, все – родное,

Это мир, где есть мечты!

Край родной не мной прославлен –

Знаменитостей не счесть!

Я всего  лишь призываю

Край Чувашский  наш беречь!

 

                                          (Жадько Елена)

 

 

 

Опыт показывает, что  занятия поэтического кружка – одна из форм  внеклассной работы, которая способствует выявлению у студентов  способностей к стихосложению, выработке у них  тонкого  поэтического  вкуса, а у руководителя  поэтического кружка – умения замечать у ребят искры таланта и развивать их творческие способности.    

 

Список литературы:

1. Крылова, М.Н. «Основы стихосложения» в педагогическом колледже/М.Н. Крылова// Специалист. – 2004.-№11. – с.14.

2. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания/Н.Е. Щуркова.- Изд. «Питер», 2005. – 365 с.

Опубликовано: 29.12.2016