Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Курдюмова Екатерина Валерьевна

Организация: БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Населенный пункт: Чувашская Республика, пос. Кугеси

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

А. Н. Калиман

В последние годы наше современное общество наблюдает значительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует возникновению необходимости в уделении большего внимания системе специального (коррекционного) образования. Самой главной задачей по выдвинутой проблеме является сохранение здоровья, обеспечение успешной социализации и коррекции нарушений детей.

В любом из дошкольных учреждений коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые, учитывая индивидуальные особенности и психо-физические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, преследуют цели их всестороннего развития.

Как мы изучаем малыша с ОВЗ? Это происходит посредством беседы с родителями или опекунами, изучения медицинской карты, обследования физического и психического состояния ребенка группой специалистов: педагог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медперсонал, воспитатель и дефектолог.

Главная задача группы специалистов – создать безбарьерное пространство для развития каждого малыша, независимо от его возможностей и особенностей, что предполагает четкий индивидуальный поход. Кроме того существуют и другие задачи:

- Диагностические - комплексное медико-психолого педагогическое изучение ребёнка в целях уточнения заключения, определение эффективности индивидуальной программы развития.

- Воспитательные направлены на социализацию, самостоятельность ребёнка, на становление нравственных ориентиров и его положительных качеств.

- Коррекционно-развивающие преодолении и предупреждении вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, на развитие компенсаторных механизмов психики и деятельности ребёнка, поведении и личности в целом, на формировании социального опыта взаимодействия с людьми и предметами.

- Образовательные направлены на развитие познавательной активности, формирование системы знаний и обобщённых представлений, формирование всех видов деятельности.

Для создания специальной развивающей среды педагоги активно используют дидактический и методический материал для  обследования малышей и реализации основных направлений педагогической работы.

Система коррекционно – развивающей работы состоит из блоков.

Диагностико - консультативный блок – на данном этапе выявляют определяют зону ближайшего развития, уровень сформированности знаний и представлений об окружающем мире, создают оптимальные условия для осуществления коррекционно-развивающей работы.

Физкультурно – оздоровительный блок – направлен на закаливание, укрепление здоровья детей, развитие общей сенсомоторной и речедвигательной   моторики, на комплексную и раннюю диагностику состояния здоровья и показателей психофизического развития детей.

Коррекционно – развивающий блок - проводится по следующим разделам.

Познавательное развитие. Данный раздел включает формирование представлений о целостной картине мира, формирование элементарных математических представлений, сенсорное воспитание, формирование фонематических процессов и подготовки руки к письму, формирование лексико-грамматической средств языка и развитие связной речи.

Педагоги в своей работе активно используют игровые технологии (дидактические игры, игровые упражнения, настольный театр, стихи, сказки, путешествия и т.д.), потому что игровая деятельность малышей является лидирующей, что позволяет ребёнку с интересом узнавать новое, улучшает эмоциональное состояние, настраивает детей на радостную активную работу.

Занятия носят комплексный характер и поэтому на занятиях активно используются упражнения для глаз, дыхания, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, самомассаж рук, лицевой мускулатуры, специальная гимнастика для развития общей моторики, что позволяет малышам снять усталость, напряжение, активизируется мыслительная деятельность.

Эстетическое развитие -  лепка, рисование, аппликация, посредством чего создаются условия для проявления у детей эмоционального отклика и положительных эмоций.

Музыкальные занятия оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, развивает чувство прекрасного.

Социально-нравственное развитие – на данном этапе формируются навыки поведения, представления о многообразии окружающего мира, отношение к окружающим явлениям.

Таким образом, работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения будет максимально эффективной только при условии раннего выявления нарушений, систематичности и поэтапности обучения, тесной взаимосвязи в работе педагогов и родителей, что приводит к положительной динамике развития. Лишь совместными усилиями и упорным трудом удастся к выпускной группе морально, физически и эмоционально подготовить дошколят к общеобразовательной школе.

Список литературы:

  1. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного Образования.  -  М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Закрепина А.В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие.  – М.: Дрофа, 2007.
  5. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти, 2002.
  6. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Лагутиной А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.   – М.: Просвещение , 2014.
  7. Шевченко С.Г.  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса, 2003.
Опубликовано: 23.12.2016