Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Лозовая Татьяна Николаевна

Организация: МАДОУ Детский сад № 32

Населенный пункт: Пермский край, г. Соликамск

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. И это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет, интерактивная доска и т.д.)

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

В сети Интернет имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: разработки игр-занятий, сценарии праздников, подборки стихотворений и пр. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде иногда не представляется возможным.

Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, поэтому освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в музыкальные занятия.

Новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде деятельности дошкольников:

· непосредственной образовательной деятельности;

· при индивидуальной работе с детьми;

· на праздниках и развлечениях;

· в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

При использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут (М. Степанова - заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, кандидат медицинских наук, г. Москва).

Использование ИКТ в различных видах деятельности детей

Музыкально-ритмические движения. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.

Использование аудиозаписей или видеозаписей (DVD) облегчает работу, так как можно не сидеть за фортепиано, а показать танцевальное движение или помочь освоить. Новые движения можно записать на видео, где дети смотрят красивый показ.

Очень удобно использовать презентации для выполнения различных перестроений, где на слайдах изображаются схемы перемещений. Такой приём развивает у

воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Восприятие музыки. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки. Так, в разделе «Слушание музыки» можно использовать компьютерные презентации, которые можно создать самому или найти в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, надо сначала послушать, а выучив, прослушать, выразительно ли она спета, как звучит. В этом поможет видеокамера, или аудиозапись. Для лучшего запоминания текста можно создать презентации, в которых можно использовать мнемотехнику. А так же применять презентации для развития голоса, дыхания, активно использовать артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда.

Музыкально-дидактических игры- заимствовать из интернета и создавать авторские игры-презентации.

Мультимедийные презентации помогают применять здоровьесберегающие и коррекционные технологии- это: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, арттерапия, логоритмические попевки.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Праздники, развлечения, досуги.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.

Использовать компьютер также можно для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, и т. д.

Список литературы:

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5;

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;

3.Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6;

4.Моторин, Воспитательные возможности компьютерных игр//Дошкольное воспитание. – 2000. № 11;

5. Новосёлова, С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. - № 3;

6. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств». М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

7.Комарова, Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» / Т. С. Комарова — М., 2011.

8. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.

9. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Интернет-ресурсы:

1.Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе. http://nsportal.ru/

2. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений.http://www.rusedu.info/

3.Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе.» – www. pedsovet.org

4.Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http://belyk5.narod.ru/

5.Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста». http://doshkolnik.ru/

Опубликовано: 16.10.2015