Развитие творческих способностей младших школьников

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Агафонова Надежда Васильевна

Организация: МБОУ ГСОШ №1

Населенный пункт: Волгоградская область, п. Городище

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Проблема развития творческих способностей непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что же её составляет в начальной школе?

Это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. А предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы, разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках, исследовательская работа и многие другие мероприятия.

Пример: школьник рисует сюжетную картинку, отражающую

момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знание жизни вносит что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение. Самовыражение – это сочинение, даже самое, казалось бы, простое. В сочинении всегда выражается личность пишущего, хочет того автор или нет.

И в сочинениях, и в детских рисунках, поделках, проектных работах обычно бывают элементы самовыражения личности, индивидуальности.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:

Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.

Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; отсутствие критики и оценок.

В. А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца. Собственный опыт подсказывает следующее:

- предлагать учащимся какой-либо парадокс (задачку) для обсуждения;

- воздерживаться от оценок;

- учить детей замечать противоречия, опираясь на их жизненный опыт;

- учить детей быть настойчивыми в добывании необходимой информации;

- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;

- доверяться догадке, интуиции;

- воспринимать новшества и не противиться им;

- развивать потребность в учении и самообразовании (самое трудное);

- создавать атмосферу доброжелательности и доверия.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приёмов:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает ребят делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен почувствовать «вкус успеха». Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом. Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

 

 

Опубликовано: 15.10.2015