Создание креативной обучающей среды в процессе обучения немецкому языку

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Чертовских Елена Дэльевна

Организация: МБОУ СОШ №12

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

В период модернизации российского образования, в условиях высокой динамики и огромного информационного потока последних десятилетий особенно актуальной стала задача развития активности и творчества учащихся, способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Сегодня процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает в качестве приоритетной задачи формирование личностных качеств; индивида в процессе обучения иностранному языку. В педагогике и в том числе в языковой педагогике  утвердился « личностно-ориентированный подход» (И.С. Якиманская, И.Л. Бим), расширился и обогатился социокультурный контекст обучения.  Востребованной оказалась не только личность толерантная, но и личность, способная к критическому мышлению; личность, способная принять решение особенно в нестандартных ситуациях, обладающая такими качествами как сообразительность, пытливость, наблюдательность, смелость мысли в действии, инициативность.  То есть востребованной оказалась личность, которую можно характеризовать как личность креативную. Поэтому тема развития креативных способностей учащихся  сегодня особенно актуальна.

Креативность – наша способность к творчеству. Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развивается конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества.

Будучи учителем немецкого языка, я должна создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся,  достичь достаточного уровня коммуникативной компетенции, развивать творческие способности учащихся,  научить ученика учиться. В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Л.Н. Коган, Л.С. Выготский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, Мотков О.И. и другие. Их наработки очень помогают мне как учителю. Естественно, что креативная личность может сформироваться, в основном, в условиях креативной  деятельности, в том числе и учебно-познавательной. Следовательно,  нужно создать креативную обучающую среду. Ошибочно думать, что все наши творческие способности – только врожденные. «Креативность развивается при обучении и занятиях творческой работой, но, пожалуй, главное – мотивация. Именно наше любопытство, а не только знания и видение мира делает нас теми, кем мы хотим быть» (Марина Хазанова)

Несмотря на то, что иностранный язык всего 2 или 3 раза в неделю, его возможности значительно богаче, чем просто научить детей использовать определенные навыки и умения для выражения своих мыслей.  У  большого числа школьников низкий уровень сформированности творческих способностей. Проанализировав  психолого-педагогическую литературу,  я пришла к выводу, что развитие творческих (или креативных) способностей учащихся при изучении немецкого языка будет более эффективным, если:

  • осуществляется квалифицированное научно - обоснованное руководство творческой деятельностью детей;
  • процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью, а урок интегрируется с внеурочной деятельностью учащихся;
  • педагогические приемы, формы и методы обучения немецкому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков;
  • определена и используется система личностно - и социально - значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности.

Руководствуясь этими постулатами, я и работаю с учащимися, используя в своей работе различные виды творческих заданий:

  • Подготовка докладов;
  • Написание эссе;
  • Подготовка презентаций;
  • Написание реферата;
  • Литературные переводы;
  • Создание стихотворений по образцу
  • Иллюстрации текстов или стихотворений;
  • Создание открыток к праздникам;
  • Исполнение ролей;
  • Подготовка проектов;
  • Постановка спектаклей;
  • Составление кроссвордов, ребусов, словарей.

 

Наиболее успешными и результативными являются следующие виды деятельности:

Театральные представления как один из видов проектной деятельности помогают развитию и проявлению творческих способностей детей. Готовясь к инсценировке, дети не только учат роли, но и подбирают реквизит, шьют костюмы, выступают перед одноклассниками и учениками начальной школы.

На уроке-обобщении во 2-х классах «Ура! Мы знаем алфавит!» ребята, рассказав алфавит наизусть, демонстрируют буквы, сделанные своими руками. Это не просто нарисованные, слепленные из пластилина или вырезанные из бумаги буквы. Фантазируя, дети превращают их в животных, птиц, растения. Такое творчество развивает нестандартное ассоциативное  мышление.

На заключительном уроке по одной из тем учебника 5 класса, вот уже который год, пятиклассники включаются в проектную деятельность, которая является одним из эффективных способов формирования креативных способностей. Дети строят макет города. Это заключительный этап проекта. К этому этапу каждый из них смастерил макет жилого дома, аптеки, сада, театра и т. п. Но главное, то, что ребенок сделал сам, он должен представить другим: рассказать  по-немецки, как сделан макет, из каких материалов, какие инструменты использовались. Здесь проявляются самостоятельность, активность учащихся, которые развивают у них потребность в саморазвитии, самообучении. Традиционная выставка работ – поделок "Wir malen, bauen, basteln" в 5-х классах проводится с 2007 года.   

Конкурс переводчиков " Сказочный мир" - 7-8 классы по традиции проводится на неделе иностранного языка. Ребята занимаются самиздатом, переводя с немецкого языка сказки, иллюстрируя их, оформляя в отдельные книжицы. Это один из видов индивидуальной деятельности, которая стимулирует познавательный интерес учащихся.

Конкурс чтецов - 5-6 классы. Этот вид творческой деятельности определяется возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Конкурс проводится как в классах на уроках, так и во время проведения недель иностранного языка. Плюс этого вида творчества в том, что в нем могут принять участие и слабые ученики, которых в моих группах достаточно.

Стихосложение "Elfchen"  особая форма написания стихов, которая расширяет словарный запас, развивает чувство ритма, размера стиха. Некоторые из этих стихов имеют даже философское наполнение. Стихосложение побуждает к мыслительной активности, стимулирует нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие школьника.

Ежегодно в школе проводится неделя иностранного языка, которая  даёт ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, поверить в свои силы в изучении иностранного языка. Активное участие учащихся в неделях иностранного языка обусловлено формами проведения уроков, внеклассных мероприятий. Это, например,  КВН, в котором принимали участие команды двух параллельных классов. Учащиеся сами придумывают название команды, элемент единой формы, готовят "домашнее задание". Тема - "Путешествуем по Германии"                     

    Тематические конкурсы-выставки: рисунков-иллюстраций сказок  братьев Гримм, Гоффмана, Гауфа.   

Изучая обычаи, праздники страны изучаемого языка, к 25 декабря ежегодно в школе проводится выставка Рождественских газет, открыток, поделок. Конкурсы рисунков мы проводим также к Пасхе, Дню Святого Валентина.  В них принимают активное участие школьники всех возрастов.   

       В рамках школьной и городской  научно – практических конференций, которые уже сами по себе особый вид творчества учащихся, наиболее удачными явились следующие проекты:

  • фильм - презентация  « Жесты в русской и немецкой языковых традициях» «Средства массовой информации Германии и их роль в жизни молодежи»
  • «Elfchen»
  • «Заимствования в русском языке из немецкого»
  • «Немецкие изобретения и открытия, изменившие мир»
  • «Немецкий молодежный сленг»       

Презентация- проект по изученной теме как обобщение материала, изученного на уроке и вне его. Работа представляется как одноклассникам так и ученикам младших классов. Проектная деятельность дает возможность учащимся применять знания из любой области науки и культуры. В таком виде деятельности проявляется умение самостоятельно конструировать знания и получать результат при решении какой-либо практической или теоретической проблемы.  

Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи. На уроках я чаще всего использую песни: для фонетической зарядки в начале урока; для более прочного закрепления лексического и грамматического материала; как стимул для развития речевых навыков, умений и креативности; как своего рода релаксация в конце урока, когда дети устали, или нужна разрядка, снимающая напряжение, восстанавливающая работоспособность. В 2012 году мы с детьми выступили с немецкой песней на городском фестивале.  

Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Когда игра пронизывает весь урок – материал заучивается и повторяется легче.

Планирование мною учебного материала нацелено в первую очередь на достижения учащимися соответствующих уровней образования, обеспечение выполнения учебной программы. Отбирая содержание материала, я учитываю уровень знаний детей, факты с расчетом на любознательность учащихся, развитие в них познавательных способностей, обеспечение связи с жизнью.

«Творчество ученика - один из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного метода» (И.Л.Бим)

Непосредственное, активное участие школьников в творческой деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в комплексном развитии и формировании творческого потенциала личности. Креативная обучающая среда позволяет школьнику действовать как субъекту в условиях личностно-ориентированного обучения, формировать и развивать в себе качества креативной личности. Именно творческие задания являются сегодня признаком современности. Они позволяют учителю по – новому организовать работу над любым видом речевой деятельности.

Информационные источники:

  1. Артемов Н.А. «Психология обучения иностранному языку» М.,1969
  2. Бим И.Л. «Методика обучения иностранным языкам» М.,1977
  3. Материалы личного архива
  4. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка «Иностранные языки в школе», 2002, №2,3
  5. Чеменская Г.»Креативность: обновляя мир, создавать себя», журнал «PSYCHOLOGIES», 2011
  6. Якиманская И.О. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» М., 1996
Опубликовано: 18.04.2016