Психогимнастика как метод психологической коррекции

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Бикташева Галина Алексеевна

Организация: МАДОУ №21

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Что такое психогимнастика?

По определению, психогимнастика – это специальный курс занятий, который направлен на коррекцию и развитие эмоцонально-личностной и познавательной сферы. Сохранение психического здоровья и предотвращение эмоциональных расстройств благодаря психогимнастике проходит в наиболее оптимальной для детей форме.

Психогимнастика относится к психотерапевтическим, психолого-педагогическим методикам.

Зачем нужна психогимнастика?

Цели психогимнастики затрагивают основные задачи психического развития детей:

- приобретение навыков ауторелаксации;

- обучение всем элементам техники необходимых выразительных движений;

- тренировка психомоторных функций;

- использование всех выразительных движений в воспитании высших чувств и эмоций;

- коррекция поведения ребенка с помощью ролевых игр;

- тренировка узнавания эмоций с помощью внешних сигналов;

- формирование моральных представлений у детей;

- понижение эмоционального напряжения.

Как правило, психогимнастика используется, если проявляются: нарушения психомоторики; расстройства эмоциональной сферы; детские страхи; трудности характера и поведения.

Благодаря психогимнастике ребенок понимает, что между поведением, чувствами и мыслями есть связь, что эмоциональные проблемы могут вызываться не столько ситуациями, сколько их восприятием. Дети изучают эмоции и учатся ими владеть.

Психогимнастика входит в группу методик для коррекции общения у детей. Разрушение отношений между детьми во многом является следствием двигательной расторможенности, неумения словесно общаться. Стимулирование словесного обозначения чувств помогает ребенку. Называние своих чувств предполагает хотя бы некоторое их понимание детьми.

Благодаря подобным методикам: преодолеваются барьеры в общении детей; снимается психическое напряжение; развивается лучшее понимание себя и других; создаются возможности для самовыражения ребенка.

Во время занятий по психогимнастике используются: музыка; разные виды игр; разные виды этюдов; тематическое и свободное рисование; элементы театрализованной деятельности.

Занятия по психогимнастике во много сориентированы на общение между одногодками. Это важный компонент эмоционального здоровья детей и во многом улучшает развитие ребенка.

Во время занятий больше используется невербальный материал с непринужденным стимулированием словесного выражения детьми своих чувств.

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Преодоление барьеров в общении,

развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения – все эти можно задачи также решить на занятиях. Особое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья ребенка и развития.

Как же происходит коррекция поведения личностно развивающегося ребенка? Игровые роли между детьми распределяются так: роль, напоминающую нежелательные черты характера и поведения ребенка, получает один ребенок, а желательные черты характера и поведения демонстрирует в этой же ситуации другой ребенок или ведущий, затем первый и второй ребенок (или ведущий) меняются ролями. Иногда ребенок, у которого необходимо исправить то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит сценку, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения, после чего маленький наблюдатель выбирает себе любую роль в этом же этюде. Сценка повторяется несколько раз.

Таким образом, личностно развивающийся ребенок получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он узнает, что в одной и той же ситуации можно вести себя плохо и хорошо. В ход пускается механизм отождествления, ребенок на эмоциональном уровне осознает себя, остается только во время саморасслабления укрепить приобретенные им на психогимнастике новые знания о себе.

Психогимнастика рекомендована для развития ребенка дошкольника в возрасте 4-6 лет, при этом не только с целью коррекции определенных черт характера и поведения, но и с целью их профилактики.

Где и как использовать психогимнастику?

1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток».

2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки.

3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.) 4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.

Включение в развитие ребенка психогимнастики сделает его эмоциональное здоровье только крепче!

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. -- М.: Сфера, 2002 - 510 с.

3. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995

Опубликовано: 09.07.2015