Развивающее обучение дошкольников посредством конструирования из мягкого материала
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Сачкова Елена Михайловна
Организация: МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида
Населенный пункт: Воронежская область, г. Борисоглебск
Жизнь современных дошкольников в детском саду предельно насыщена, довольно строго регламентирована и требует от них физических затрат, психологических и интеллектуальных сил. При этом ребенку необходимынаслаждение интересными делами, играми, впечатлениями, имеющие эмоционально положительную окраску. Чем больше у дошкольника впечатлений, тем шире его интересы, тем он любознательнее. Нам хочется видеть детей активными участниками в жизни общества, личностями, проявляющими творческую активность, умеющими обнаруживать и разбивать свои индивидуальные способности. Недаром в современном обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка, освоение различных видов деятельности.
Особое место среди них занимает конструктивная деятельность, которая носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических умений, моторики. Конструирование организует структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать сам её процесс, получать удовольствие от конечного результата.
Конструктивная деятельность делится на два типа:
Техническое конструирование – создание простейших конструкций из строительных деталей.
Художественное конструирование - это моделирование объекта, создание художественного образа.
В качестве нестандартного креативного материала в работе со своими воспитанниками я использую детали авторского конструктора Г. В. Урадовских (мягкий или лоскутный конструктор, лоскутная мозаика). С одной стороны, он отвечает всем требованиям, которые предъявляются к конструкторскому материалу для дошкольников, с другой – обеспечивает интеграцию конструктивной и изобразительной деятельности детей, позволяет развивать у детей художественное творчество внутри конструктивной деятельности.
Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани (флис, фетр), и «рабочих полей» — стендов, обтянутых однотонно окрашенной тканью. Число и размер деталей увеличивается с возрастом детей. Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника. При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как приложение, наложение и их пространственное объединение на разноцветных фонах. Соединение деталей с поверхностью фонового стенда обеспечивается его ворсистой текстурой – забытый фланелеграф.Этот достаточно простой способ соединения деталей между собой и с фоновой поверхностью дает возможность быстро собирать и разбирать конструкцию, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты, не требует дополнительного соединительного материала и оборудования, что обеспечивает трансформируемость, полифункциональность.При этом работа доставляет приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.
Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. И даже малыши могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, радующие глаз «совершенством».На первых порах элементы мягкого конструктора мы выбирали с детьми в случайном порядке. Постепенно дети перешли к осознанному выбору цвета и фона рабочей поверхности. Дети самостоятельно выбирают из общего материала, расположенного на полках в открытом доступе, нужное количество деталей, их форму, цвет, величину. Затем располагают их на стенде, объединяя определенным образом, строят декоративно-силуэтные образы. Детали данного конструктора - геометрические фигуры - подсказывают нужный способ действия, помогают обнаружить ошибки, ориентироваться в рамках своей деятельности, конструировать разнообразные композиции разной тематики.
К тому же подобное конструирование — это синтетическая деятельность, которая охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятие) до формирования достаточно сложных мыслительных действий, речевого, познавательного, творческого развития. Такой «лоскутный конструктор» может занять достойное место в кабинетах логопедов и психологов, сенсорных комнатах, изостудиях — в зависимости от способов его применения и решаемых задач.
Применение мягкого конструктора в непрерывно образовательной деятельности очень вариативно:
- для формирования представлений об окружающем мире в уголке природы при помощи данного конструктора отмечаем сезонные изменения в природе;
- для оформления различных выставок с успехом используются фоновые стенды;
-давно доказана взаимосвязь продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. В развитии связанной речи на основе текстов цепной структуры («Колобок», «Рукавичка»)после прочтения сказок с помощью элементов мягкого конструктора дети изображают персонажей, придумывают новую историю, заучивают тексты, моделируя сюжет;
- используя как подготовительный этап к аппликации, учу детей при помощи конструктора ориентироваться на плоскости (верх, низ, середина и т.д.), моделировать расположение деталей будущей работы;
- с целью обогащения развивающей предметно пространственной среды;
- как здорово выступить дизайнером при изображении домов, цветущих клумб и садов, быть умелым фотографомподводного мира;
Работа с мягким конструктором Г.В. Урадовских вызвала интерес у других воспитателей ДОУ. В рамках проведения семинара-практикума для педагогов «Использование мягкого конструктора в развивающем обучении», с целью повышения педагогического мастерства, был организован мастер-класс по использованию данного конструктора в образовательном процессе. Педагоги отметили не только явные преимущества перед традиционным материалом: экономичность,удобство хранения, но и эмоциональное состояние в ходе данной работы. Приятные ощущения при работе с фетром и флисом, успешность результатов при отсутствии художественных навыков, воспоминания детства о «играх с лоскутиками».
Лоскутная мозаика вызвала интерес у родителей детей. Занятия с мягким конструктором дома стали любимой формой досуга в кругу семьи.
Ж. Пиаже считал: «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Можно смело утверждать, что мягкий конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для каждого ребенка.
Литература:
-
Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду М.,1971
-
Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание, 1985, №9
-
Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий.