Мои шестилетки в игре обучаются и воспитываются. (доклад с презентацией)

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Павлова Светлана Аркадьевна

Организация: МОУ лицей

Населенный пункт: Московская область, г.о. Электрогорск

В школе я работаю 30 лет. К выработке своей концепции пришла не сразу. Были годы раздумий, проб, ошибок, которые помогли мне понять, что главное в моей работе – сделать так, чтобы обучение у ребят было интересным, развивающим, творческим, облегченным в понимании.

К.Д. Ушинский считал, что основная задача начальной школы состоит в том, чтобы «развить способности детей, естественным путем раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать способными к самостоятельной разумной деятельности».

С первых дней сознательной жизни детей сопровождает игра. Через игру, через свое отношение к игрушке они осмысливают окружающее. Игра для младшего школьника приобретает осознанный характер, становясь реальным и самым доступным способом познания мира, проявления и утверждения себя в нем.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Чтобы процесс овладения знаниями был доступным, увлекательным для малыша, игра должна присутствовать на уроке – так я решила. Только она может сделать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. И началась большая творческая работа.

а) Провожу игру в качестве самостоятельной технологии усвоения целой темы.

Так во втором классе при изучении темы «Безударные гласные» отправляемся в страну Звукобуквию. Волшебная палочка – ударение – помогает понять смысл потерянных в письме слов. Фея безударных гласных определяет главное правило, по которым надо писать слова с безударными гласными.

Дети, играя, охотно справляются с заданиями, которые как трудности в пути создаю дед Буквоед и служанка Ошибка.

На протяжении пяти уроков мы сами сочиняем сказку, продолжаем, импровизируем.

б) Провожу игру в качестве отдельного урока.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

Так в ролевой игре «Мы пассажиры» каждый ученик получает роль. Дети действуют, говорят по созданному сценарию на основе правил пешеходов и водителей, изученных на уроках ознакомления с окружающим миром. Здесь же есть элементы драматизации и импровизации. Они позволяют детям проявить свои творческие способности.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

По структуре дидактическая игра делится на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая игра скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно.

Так сюжетная игра «Покормите птиц зимой» проходит с элементами интегрирования математики и ознакомления с окружающим миром. На уроке знакомимся с жизнью и повадками тех птиц, которые подлетают к кормушке, выполняем их задания, подкармливаем. В холодное время года каждый ребенок охотно стремится помочь птицам.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Так интересны встречи со многими сказочными героями. А в уроке-путешествии «На необитаемом острове» симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей.

Проведение игры с детьми и умелое руководство требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.

Интересна и игра-путешествие по карте, проводимая как известная детям настольная игра: сами бросают кубик, сами двигаются по карте, преодолевая препятствия в виде заданий, целеустремленно идут к финишу.

Урок-викторина (экологическая игра) «Мой край родной» проходит как интегрированный урок ознакомления с окружающим миром и трудовое обучение с элементами краеведения.

Две команды участвуют в различных конкурсах, болельщики добывают своими знаниями дополнительные очки для команды. Игра сопровождается большим количеством песен о растениях, животных. Дети готовят сценические постановки по теме, составляют правила поведения всех людей (и детей и взрослых) для того, чтобы природа охранялась, край процветал, а не исчезали виды растений и животных.

С элементами драматизации представлена моя работа «Математическая викторина «С математикой мы дружим». Осуществляя преемственность детского сада и школы, в первом классе проведено это мероприятие. Оно представляло собой конкурсную программу с кукольным представлением. С куклами работали и озвучивали мои выпускники.

Обучение математики детей 6-летнего возраста немыслимо без занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлечь детей, развивать ум, упражнять в применении полученных знаний и умений в других видах деятельности, новой обстановке.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей 6-летнего возраста.

В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. Сначала они проявляют интерес к игре, а затем к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей 6-леток пробуждается интерес к учебному предмету. Как показывает опыт, 6-летние дети в не игровых условиях обучаются с большим трудом.

в) Игровые ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, кроссвордов, ребусов, игр в качестве элементов урока.

Головоломки, ребусы, игры интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Разновидностью математических игр и задач является логическая игра, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?».

Широко использую дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Дюймовочки, Карлсона). Их назначение – упражнять детей с целью выработки умений, навыков (показ сказочных героев). Такая игра может быть проведена на любом этапе урока. Если игра используется на этапе объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками (работа в 1 классе с кассой цифр при формировании понятия «больше, меньше».

На этапе закрепления материала важно применять игры на воспроизведения свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. Здесь использование наглядности следует ограничить и усилить в игре внимание к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и красного с другой; гласные буквы, парные звонкие и глухие согласные и т.д.) или разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В 3-их и 4-ых классах игры-соревнования чаще использую на уроках. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма.

Немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанные на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких игр дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивают свою умственную активность.

Подвижные игры, проводимые на воздухе, укрепляют здоровье детей, развивают их организм. Хотя существует много физминуток в интересной форме со словами и движениями, есть музыкальные физминутки, веселые зарядки, я часто отказываюсь от них и провожу игру. Это дает возможность не разрушать эмоциональный урок на уроке. Дети отдыхают, играя и работая одновременно. Так, например, игра «Домино» (показать) на уроке «Имя существительное отвечает на вопрос кто или что?» играем вместе с Артемоном и повторяем части речи: поднимаем руки – если слышим слово имя существительное, руки в стороны – если имя прилагательное, присели если глагол.

В игре «Движущийся поезд» дети, цепляясь друг за друга, называют например слово с безударной гласной «о». Если слово названо неверно поезд останавливается.

Часто в работе использую игры на предмет на внимание «День-ночь». Дети рассматривают предмет, затем закрывают глаза и отвечают на вопрос «Что изменилось?» - снеговик, матрешки, игрушки – чем отличаются картинки.

«Найти лишнюю фигуру, лишнее число». Игра продолжается и на перемене, но уже без меня. Часто на переменах слушаем музыку, можем потанцевать, снять напряжение.

Игры для ребят возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – все то, без чего не мыслим успех.

Играющие дети активно усваивают содержащиеся в сюжетах различных игр типы взаимоотношений. Нормы социального поведения.

Игра, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствует формированию прочных знаний и умений и направлена на развитие орфографической зоркости и отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными.

 

  • moi-shestiletki-v-igre-obu.. 1,6 МБ
  • Опубликовано: 27.12.2015