Петь хором – это здорово!

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Коротких Марина Александровна

Организация: МБОУ ДО УДШИ

Населенный пункт: Тверская область, г. Удомля

Хоровой коллектив- это одна семья, где «дышат» вместе, переживают и радуются тоже вместе. Хоровое пение является украшением любого концерта, особенно если хористы хорошо владеют вокально-хоровыми навыками и приемами. И если понимать, как правильно петь в хоре, то нет ничего лучшего, чем чувствовать себя одним из инструментов поющего оркестра. Одним из основных и ведущих видов хорового исполнительства является пение без сопровождения. «Чтобы в полной мере понять и оценить достоинства хорового пения, нужно слышать, как хор звучит без инструментального сопровождения…» - сказал А.В. Свешников.

Пение a cappella является национальной особенностью русского хорового творчества. Многие выдающиеся деятели (Н. Данилин, П. Чесноков К.Пигров) считали пение без сопровождения основным и ведущим видом хорового исполнительства. Именно в пении a cappella наиболее полно и ярко проявляется неповторимая красота хорового звучания. Сегодня большая часть репертуара детского хора - это произведения с сопровождением фортепиано. Это объясняется довольно низким исполнительским уровнем многих хоров, отсутствием навыков пения a cappella, где инструменту отводится роль помощника детям в преодолении технических вокальных сложностей. А ведь именно пение без сопровождения способствует выявлению особой прозрачности детских голосов, которая иногда исчезает, стоит лишь зазвучать аккомпанементу. Целесообразно учить с детьми и произведения с сопровождением довольно продолжительное время без аккомпанемента, чтобы инструментальная поддержка не расслабила внимание певцов к чистоте интонации, строю и ансамблю, а послужила бы, в конечном итоге, достойной оправой для гармонично звучащих детских голосов

Работу над пением без сопровождения необходимо начинать с первых занятий с младшим хором, потому что именно раннее пение без сопровождения может привести хор к исполнению сложных произведений a cappella. Если же дети младшего и среднего возраста не научены исполнять произведения без сопровождения, то переходя в старший хор, они уже не могут приспособить свой неразвитый слух к новым задачам. Одно их главных условий качественного пения a cappella- наличие в хоре хорошего унисона. Необходимо добиться ощущения у детей ощущения, «что поет один человек с большим голосом». Пение без сопровождения требует от хора высокой исполнительской культуры, большого технического мастерства, но именно пение a cappella в полной мере развивает чистоту интонации, мелодический и гармонический слух у хористов. Овладеть навыками пения без сопровождения можно благодаря грамотному вокально-хоровому воспитанию в хоре. Для этого необходимо, прежде всего, сформировать у детей основные вокально-хоровые навыки, которые нам с вами хорошо известны.

Певческая установка, как основа успешного освоения учебного материала. Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время пения является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, руки опущены или на коленях, плечи развёрнуты и опущены, живот немного втянут. Основным способом звукообразования для детей младшего возраста следует считать мягкую атаку. Голосовой аппарат детей ещё очень хрупок. Для голосов детей этого возраста характерно головное звучание, небольшая сила звука. Очень важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полётности, ровности звучания. Пение должно быть активным, но не форсированным.

2. Дирижёрский жест: внимание, дыхание, начало пения, окончание пения, умение менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи.

3. Дыхание: достижение опоры дыхания, оно должно быть в меру активным, вдох спокойным, без поднятия плеч, выдох спокойный, без напряжения и утечки воздуха. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно включать в репертуар песни с короткими фразами последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Для работы над развитием дыхания, как правило, лучше всего подходят русские народные песни.

4.Звукообразование: формирование единой округлой манеры гласных, необходимое для того, чтобы убрать «пестроту» звучания хора, обеспечить тембральную ровность и достичь хорошего унисона в хоровых партиях.

5. Артикуляция: формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, активной работы артикуляционного аппарата. Условием ясной дикции в хор является и безупречный ритмический ансамбль.

6. Строй, ансамбль: работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. В хоровом пении понятие «ансамбль»-это согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих детей прислушиваться к звучащим рядом голосам. Важнейшим принципом хоровой работы является индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого поющего. Дети, знающие, что каждый из них в любой момент должен будет спеть тот или иной отрывок, особенно внимательно следят за показом хормейстера. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог имеет возможность постоянно следить за вокальным развитием каждого из них. Очень важным условием для формирования вокально-хоровых навыков является и правильный подбор репертуара, ведь от того, что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Репертуар должен отвечать следующим требованиям: быть высокохудожественным, соответствовать возрасту и пониманию детей, соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива, быть разнообразным по характеру. При подборе репертуара следует учитывать следующие этапы становления хора: Начальный этап - это формирование хора, в репертуаре много одноголосных песен, ведется большая работа над хоровым унисоном, иногда исполняются одноголосные произведения с солистом, что позволяет внести новую краску в одноголосное исполнение. Далее в репертуаре появляются песни с элементами двухголосия. Как правило, вся песня одноголосная и только в последних двух тактах появляется двухголосие.

Второй этап – это продолжение закрепления навыков двухголосия, иногда вводятся элементы трехголосия, в основном это каноны различной степени трудности.

Третий этап – это свободное владение трехголосием. Хоровой коллектив готов к любым хоровым трудностям в пределах возможностей детского голоса. Диапазон репертуара чрезвычайно разнообразен: от одноголосных произведений (унисон всегда должен оставаться в сфере внимания хормейстера) до сложных полифонических произведений.

Примерный репертуар при работе над произведениями без сопровождения в младшем хоре:

1. Распевки-упражнения: Особое внимание детей должно быть направлено на первую и последнюю ноту (выравнивание звука). Надо также обратить внимание детей на дыхание по фразам, правильное формирование гласных: «А» (челюсть вниз), «Е» (ближе к «э»), «И» (ближе к «ы»). Это необходимо для того, чтобы убрать тембральную пестроту звучания в хоре. 1. Вика, где ты?- Я тут (учитель-ученик) 2. Зайчик, зайчик, что ты грустный? Не найду кочан капусты (учитель- ученик) 3. Звонко, звонко пойте, ля, ля, ля, ля, ля. Громко петь не надо, ля,ля,ля, ля,ля (вверх-вниз, цепочкой по одному, вслушиваясь в голос предыдушего хориста) 4.Вот иду я вверх, вот иду я вниз (выровнить звук на первой и последней ноте) 5. У кота-воркота (легато и тембральная ровность на «а») 6. Каноны «Томми», «Ко-ко-ди, ко-ко-да». 2. Произведения для исполнения в младшем хоре: русские народные песни «Скок, скок-поскок» (a cappella ) украинская народная песня «Ой, бежит ручьём вода» (a cappella) французская народная песня «Кукушка и осел» (a cappella ) эстонская народная песня «Кукушка» (a cappella) Польская народная песня «Две лягушки» (a cappella) Е. Адлер «На мельнице жил кот» Е. Подгайц «Колыбельная пчелы» Г. Струве « Так уж получилось», Лунные коты». В.Кожухин «Шалуны» В. Плешак «Золотой ключик». Особое значение для хора имеют концертные выступления, являющиеся неотъемлемой частью исполнительской деятельности. Они активизируют и стимулируют работу в коллективе, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки; способствуют творческому росту певцов и коллектива в целом.

Примерный репертуар при работе над произведениями без сопровождения в среднем хоре:

Распевки-упражнения: Для начала распевания целесообразно пение с закрытым днем. Это необходимо для того, чтобы настроить слух. Техника пения с закрытым ртом заключается в следующем, рот закрыт, зубы разомкнуты. Размыканием зубов достигается раскрытие полости рта и глотки, что способствует нахождению высокой позиции звука. Кроме того, пение с закрытым ртом развивает голосовые связки, обеспечивает свободное положение гортани и мягкую атаку звука.

1.Секунда большая вверх и секунда малая вниз (от «ми бемоля») закрытый рот, зубы разжаты, купол во рту, выстроенный унисон, расстояние 2б. очень широкое и 2м. очень близкое. Эмоции, интонация просьбы. 2. «Мы поем целый тон, мы полтона поем» от «фа» выстраивать интервалы б.2 и м.2 и слушать длинные ноты. 3. Гамма вверх и вниз: «ма, мэ, ми, мо, му» (от «до») дыхание на опоре, выстроенный унисон, от пиано до форте, единая округлая манера гласных, необходимая для того, чтобы убрать «пестроту» звучания хора и обеспечить тембральную ровность. 4. Ми- Мэ-Ма (от «ми бемоля») большая секунда, широкий шаг. 5. В.Кирюшин. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха для людей от 4 до 90 лет.

Работу над пением без сопровождения в среднем хоре целесообразно начать с двухголосных канонов, затем параллельного двухголосия, далее трехголосных канонов, и затем приступить к развитому трехголосию Сознательное и постепенное овладение навыками пения без сопровождения, обязательно приведет к определенным успехам маленьких певцов и приблизит их к исполнению и пониманию сложной и серьезной музыки a cappella , как высшей ступени хорового исполнительства.

 

2. Произведения для исполнения в среднем и старшем хоре:

«Со вьюном я хожу» рус. нар. песня в обр.В. Огородновой (a cappella )

«Камертон» норв. нар. песня в обр.В.Попова (a cappella )

«А по озеру» бел. нар.песня (a cappella )

«У зори-то, у зореньки» рус.нар.песня (a cappella )

«Ой, есть в лесу калина» в обр.В.Огородновой (a cappella )

« Многая Лета» А.А.Мосягина (a cappella )

«Фиалка» (Вилланелла) Аноним XVII века(a cappella )

«Вилланелла»А. Банкьери (a cappella )

«Люблю грозу», «Зарумянились вишня и слива» В.Ребиков(a cappella )

«Весеннее утро» Ц. Кюи (a cappella )

Список использованной литературы:

1.Г. Струве . Школьный хор. М. Просвещение 1981 г. 2.Струве Г.А. Хоровое сольфеджио./М., 1988г. 3.Соколов В.Г. Работа с хором./ М.,1983г. 4.Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.Просвещение, 2000. 5. Н.В. Аверина, кандидат искусствоведения, хормейстер детского хора «Весна». 6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. С.- Петербург, 1996г.

Опубликовано: 21.12.2015