Организация самостоятельной познавательной деятельности детей

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Голышева Лилия Александровна

Организация: МДОУ д/с « Лучик»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Также через самостоятельную активность с материалами» использованными взрослыми на занятиях и в свободной совместной деятельности с детьми, ребенок продолжает совершенствовать способности и умения» основы которых закладываются на занятиях и в совместной с воспитателем познавательной деятельности.
Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения^ осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.
Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.
В ходе исследований мы выделили два основных варианта организации самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников; самостоятельные дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Можно воспользоваться дидактическими играми, разработанными
ЗА Михайловой, Л.В. Артсмовой, ЛЛ. Вснгсром, Б.Н. Никитиным
и др., или создать их самостоятельно, учитывая уровень познавательного развития детей вашей группы и требования к самостоятельным дидактическим играм:
— правила игры должны предоставлять детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми они уже овладели в процессе обучения;
— необходима многовариантость каждой игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные способы действий и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей к выполнению заданий;
— большинство игр должны предполагать взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения в каждой конкретной игровой ситуации.
Как показали проведенные нами исследования, более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда на занятиях и в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры.
Важной особенностью познавательно-игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте является то, что дети начинают самостоятельно конструировать игры. Но часто воспитателями и родителями эти продукты детского творчества не замечаются и не находят применения. В этом случае интерес к творческой деятельности у ребенка угасает. Чтобы поддержать и развить умение детей выполнять творческую работу, мы предлагаем установить в группе ящик (карман, копилку) детских идей.
По просьбе ребенка воспитатель записывает придуманную им игру и кладет в копилку. Затем эти материалы обрабатываются совместно с детьми в приемлемую для использования форму и вводятся на занятиях и в самостоятельную деятельность.
Еще одним вариантом организации самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в содержание которой включаются приобретенные детьми на занятиях и в совместной познавательной деятельности знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются:
— достаточный уровень сформированное у детей основных программных знаний и умений;
— оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками, условными мерками и т.д.);
- умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т.д.). Все эти специальные умения формируются в блоке совместной деятельности при организации воспитателем сюжетно-дидактических игр,
Каждый из этих блоков необходим для развития детей» какой бы ни профита Нельзя реализовываться в рамках лишь одного из блоков, распространяя его на весь педагогический процесс за счет других (например, строить весь педагогический процесс в форме организованных занятий или, напротив, совсем исключать их из жизни детей),
Также было бы неправильно толковать эти составляющие как внешне следующие друг за другом преемственные ступени обучения и развития (сначала прямое обучение на занятиях» которые затем переходят в «закрепление пройденного» самостоятельной деятельности детей с материалом, проходящим сквозь эти формы активности). В педагогическом процессе они сосуществуют как разные формы, связанные более глубокими отношениями, нежели простое следование друг за другом РО времени с опорой на один и тот же материал.

 

Опубликовано: 16.12.2015