Развитие педагогического потенциала учителя

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Еременко Татьяна Владимировна

Организация: КГУ Школа-гимназия № 11

Населенный пункт: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау

Любая деятельность есть процесс и результат.

Б. Пастернак

Сегодня к школе приковано особое внимание.

Модернизация современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Ключевой фигурой, призванной решать задачи развития образования является Учитель. Именно Учитель является ресурсом повышения качества образования. В связи с этим одной из важнейших задач современного образования является развитие профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования.

Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности - высокого качества образования не достичь.

Профессиональная деятельность педагогов традиционно является одним из основных объектов научно-педагогических исследований. И это закономерно, поскольку педагог во все времена был и остается ключевым звеном в образовании. Можно менять образовательную парадигму, систему образования и ее нормативную базу, содержание образования и его методологию, применяемые в обучении и воспитании методики и технологии и т.д. Однако качество образования, в конечном счете, будет определяться тем, кто и как реализует эти «научные концепты» в повседневной образовательной деятельности. Иначе говоря, качественные характеристики профессиональной деятельности педагогов во многом являются определяющим фактором качества образования.

Педагогический потенциал учителя обозначает совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью. Однако специфика понятия «педагогический потенциал» состоит в том, что оно позволяет рассматривать возможности учителя не только такими, каковы они есть сейчас, но и с позиции их формирования и перспектив развития.

Современный педагог немыслим вне творчества. Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии учителя, он формируется во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной деятельности.

Природная составляющая педагогического потенциала – это задатки. Их значимость определяется тем, что не каждый человек может стать хорошим педагогом, а тем более достичь профессионального мастерства. Вряд ли у кого-то сегодня это вызывает сомнение. Совокупность компонентов социальной составляющей, которая исторически меняется в зависимости от представлений о том, каким должен быть учитель, включает:

- способности

- педагогический опыт

- педагогическую мотивацию.

 

Педагогическое творчествоэто наиболее масштабные и новаторские педагогические решения (открытия), позволяющие увидеть новые возможности совершенствования, как самой профессиональной деятельности учителя, так и включенную в нее личность, которые связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы; это преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания; это усовершенствования (модернизация) и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания, результат и проявление педагогического мастерства.

Опыт организации труда учителей позволяет выделить следующие уровни творчества:

уровень профессионального становления, являющийся уровнем элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок;

уровень стихийного самосовершенствования, основанный как на приобретенных навыках и умениях, так и на широко известном опыте и рекомендациях частных методик;

уровень планомерной рационализации и оптимизации процесса и результатов труда, отличающийся от прежних реализацией учителем своего опыта, своей системы работы. Такое деление весьма условно. В деятельности одного учителя возможно наличие разных уровней и самые различные варианты их

Ученые называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Развитие творческого потенциала учителей в образовательном учреждении может проходить под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Однако результаты такого развития будут складываться стихийно, под влиянием самых разнообразных факторов. Если же хотеть получить определенные результаты в становлении и развитии творческого потенциала педагогов, необходима целенаправленная работа, то есть необходимо управление повышение профессиональной компетентности, использования всех внешних и внутренних ресурсов.

Педагогическое творчество возможно на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы.

Задача администрации школы: создание условий, которые мотивировали бы учителей на развитие профессионального и творческого потенциала через систему повышения профессиональной компетентности.

Во многих школах используются в управлении методической работой система мотивации и стимулирования к профессиональному развитию, которую можно рассматривать как проект развития системы повышения профессиональной компетентности педагогов, его творческого развития. Для формирования устойчивой внутренней мотивации педагогов стимулирование, которое использует администрация в школе, должно быть комплексным, дифференцированным, гибким и оперативным. В целях повышения эффективности действия стимулов необходимо соблюдаться принципы доступности, ощутимости, постепенности.

1.Основным мотивом является - реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности. Администрация должна верить в то, что любой педагог, начинающий или стажист, хочет реализовать себя как творческая личность, для этого использует самые разнообразные стимулы. Во многих школах для этого создаются Школы передового опыта, в рамках которой учителя дают мастер-классы, проводятся литературные гостиные, организуются выставки художественного творчества детей и педагогов.

Тем не менее, сохраняется еще проблема преобладания внешней мотивации над внутренней, когда педагоги готовы представлять свою творческую мастерскую при выходе на аттестацию, а не в межаттестационный период.

Творческий потенциал учителя в условиях модернизации образования, введения профильного обучения проявляется и в разработке авторских программ, пособий, дидактического материала.

2. Вторым ведущим мотивом в профессиональном и творческом развитии является мотив личного развития, приобретение новой информации. Важным стимулом будет:

- работа школьного методического кабинета с библиотекой научно-методической литературы и разработками уроков, мероприятий учителей школы;

- направление учителей на обучение,

- вызывают неподдельный профессиональный интерес друг к другу взаимопосещение заседаний МО, открытых уроков, совместные семинары;

- организация в школе постоянно действующих семинаров с привлечением ученых.

3. Мотив самоутверждения, достижения социального успеха особенно влияет на развитие творческого потенциала учителя. Направление педагогов на различного рода проблемные конференции, семинары, педагогические чтения, фестивали инновационных проектов, работа в экспертных группах должны всячески поддерживаться и поощряться администрацией школы. Необходимо наладить работу по обобщению и распространения передового педагогического опыта, подготовки публикаций учителей и пособий в печати.

4. Следующий мотив: потребность быть в коллективе. Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы (Методический совет, Совет школы), также стимулирует педагога в повышении и профессиональной, и творческой компетентности.

5. Немаловажную роль также играет мотив состязательности. Администрация школы должна создавать необходимые условия и оказывать разного рода поддержку педагогам, изъявившим желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства различного уровня: «Учитель года», «Самый классный классный» и т.д.

Поэтому большую поддержку педагоги получили от государства после подписания Главой государства Касым-Жомарт Токаевым закона Республики Казахстан «О статусе педагога», который СМИ уже назвали историческим.

Закон предусматривает дополнительные стимулирующие выплаты за выдающиеся достижения и особые заслуги педагогов, защищает профессиональные интересы учителей: закрепляет их право на выбор образовательных программ, снижает нагрузку.

Снижение нагрузки казахстанских учителей С 1 сентября 2021 года - норма учебной нагрузки для учителя организации среднего образования снизится с 18 до 16 часов.

Согласно закону, при осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускается привлечение его к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями.

Запрещается требовать с учителей отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством в области образования, и привлекать педагогов к проведению мероприятий негосударственных организаций.

Права педагога

Закон закрепляет за педагогом право на свободный выбор способов и форм организации профессиональной деятельности при соблюдении государственных стандартов, а также выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания.

За педагогами сохраняется право на осуществление научной, исследовательской, творческой, экспериментальной деятельности, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику.

Поощряется проявление педагогом творческой инициативы, разработка и применение авторских программ и методов обучения и воспитания, развитие и распространение новых, более совершенных методов обучения и воспитания.

Также в законе содержится норма об обязательном повышении квалификации не реже одного раза в пять лет.

Этика педагога и социальные гарантии

Нарушение педагогами норм педагогической этики приравнивается к дисциплинарным проступкам, влекущим дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым кодексом.

В законе за работодателем закрепляются нормы по обеспечению педагога условиями для осуществления им профессиональной деятельности в соответствии с трудовым законодательством.

Педагогам установлены социальные гарантии, среди которых оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней, предоставление детям педагогов мест в дошкольных организациях по месту жительства местными исполнительными органами в первоочередном порядке, предоставление жилища, пособие на оздоровление.

Институт наставничества

Законом введен институт наставничества. За педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования, на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество. За осуществление наставничества педагогу выплачивается доплата.

Выплаты и льготы

Педагогам, чьи ученики стали победителями и призерами международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований, будут выплачивать единовременное вознаграждение в размере трех должностных окладов. Соответствующая норма закреплена законом.

Дополнительные выплаты также предусмотрены педагогам государственных организаций образования в области физкультуры и спорта и военных учебных заведений, имеющим степень магистра.

Учителям сельской местности предоставлено приоритетное право на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, также им оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств. Кроме того, законодатели выступили с предложением поощрять и школьников, победивших на международных олимпиадах.

 

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше.

Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Каждый учитель может научить ученика, но только учитель-творец может открыть в каждом ученике творца.

Сегодня востребован педагог, умеющий самостоятельно осуществлять поиск новых технологий, анализировать собственную деятельность, выстраивать стратегию образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, эффективно реализовывать задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно изменять и развивать свою профессиональную деятельность.

Опубликовано: 25.03.2021