Тимбилдинг как эффективное средство создания благоприятного микроклимата детского коллектива

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Тихомирова Софья Дмитриевна

Организация: МБОУ Гимназия №13

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

Актуальным вопросом развития детского коллектива в рамках общеобразовательной организации является создание позитивного социально-психологического микроклимата в классе. Именно коллектив и его микроклимат оказывают большое влияние на развитие ребенка, его самооценку, общую успешность, уверенность в себе, социальную адаптацию.

Одна из проблем современной школы состоит в том, что далеко не каждый педагог, умея прекрасно работать и осуществлять свою воспитательную функцию с ребенком индивидуально, способен хорошо работать с детским коллективом. А ведь школьное обучение является коллективным процессом. И, разумеется, любому ребенку лучше получать знания и взаимодействовать со сверстниками в таком коллективе, где психологический климат является комфортным, нежели в том, где существуют напряженные и конфликтные взаимоотношения. Для решения данной проблемы важно искать эффективные способы и инструменты гармонизации взаимодействий между детьми.

Задача создания позитивного социально-психологического микроклимата стоит не только перед классными руководителями, но также перед учителями-предметниками и педагогом-психологом. Формирование благоприятного микроклимата коллектива требует от участников педагогического процесса понимания возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся, их эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений. Кроме того, создание эффективных взаимоотношений между учениками является творческим процессом и требует от педагогов умения планировать и предвидеть возможные варианты развития событий, которые могут произойти между детьми в той или иной ситуации.

Благоприятный микроклимат отмечается в классе тогда, когда в коллективе преобладает позитивный тон взаимоотношений между его участниками, отношения строятся на сотрудничестве, взаимовыручке, эмпатии, поддержке, доброжелательной критике. В таком коллективе дети и взрослые уважают друг друга, могут идти на компромисс, добиваться совместных целей, умеют работать в команде.

Умение работать в команде, готовность к сотрудничеству – достаточно непростой навык, который необходимо развивать с самых ранних лет ребенка. Процесс сплочения коллектива не является быстрым, требует временных затрат от взрослых участников педагогического процесса.

В этом плане хорошо зарекомендовала себя технология тимбилдинга, в переводе с английского обозначающая «командообразование». Тимбилдинг представляет из себя внеурочное мероприятие, которое направлено на улучшение взаимодействия между детьми и сплочение детского коллектива. Творческий, развлекательный и игровой характер таких мероприятий помогает заинтересовать младших школьников и позволяет без проблем включиться в общее дело, поскольку в данном возрасте немаловажной является именно игровая деятельность.

Основной целью тимбилдинга является создание благоприятной атмосферы класса, снятие психоэмоционального напряжения обучающихся, повышение уровня доверия, личной ответственности за результат общего дела, повышение командного духа и перевод установок детского коллектива из соперничества и конкуренции к сотрудничеству и взаимопомощи.

Любые игры, используемые в мероприятии, должны соответствовать определенному возрасту, индивидуальным характеристикам учащихся. Работа организатора тимбилдинга, будь то классный руководитель или педагог-психолог, требует от него постоянного контроля за действием своих воспитанников.

Тимбилдинг представляет собой такой тип мероприятия, в котором появляется возможность у каждого ребенка почувствовать себя важным звеном команды, проявить свои лидерские наклонности, приобрести уверенность в себе и научиться нестандартно мыслить при решении разного рода игровых задач.

Тимбилдинг является эффективным средством сплочения коллектива потому, что детям приходится добиваться достижения целей совместно, данное мероприятие не носит соревновательный характер, что часто прослеживается в обычных играх. Детский тимбилдинг направлен на объединение усилий, сплочение. Он помогает понять, что для решения задач лучше работать сообща, а не в одиночку, что результат и успешность работы зависит, прежде всего, от совместных усилий.

Как показывает опыт работы с детьми разных возрастов, тимбилдинг – это, практически универсальное средство сплочения детей в условиях лагерной смены, при проведении занятий, направленных на адаптацию детей к школьным условиям, при переходе их из одного звена в другое, при работе со сложными классами и т.д.

По своему характеру мероприятия, основанные на технологии тимбилдинга, можно разделить на спортивные, творческие, психологические и т.д. Это позволяет педагогам варьировать в выборе упражнений и игр при составлении интересного внеурочного мероприятия.

Главный принцип: построение интересной программы для конкретного детского коллектива. Опыт использования данной технологии доказывает, что детям очень нравится проходить квесты («Путешествие вокруг света», «Остров сокровищ», «Алиса в стране чудес», «Гарри Поттер», «Звездные воины» и т.д.), участвовать в творческих мастер-классах (совместное рисование, создание музыкальных групп, постановка спектаклей), решать головоломки мозгового штурма и т.д.

Кроме того, все дети с удовольствием участвуют в спортивном тимбилдинге. Особой популярностью среди всех возрастов пользуются веревочные курсы на природе и различные испытания по типу игры «Форт Боярд», зарницы, прохождение полосы препятствий, пейнтбол, лазертаг и т.д.

Подготовка к проведению мероприятия на сплочение детского коллектива требует составления яркого и интересного сценария. Для этого необходимо выбрать тему, обозначить цели, составить легенду к игре, с помощью которой будет необходимо ввести детей в игровую ситуацию, разработать список игр и упражнений, вписывающихся в общую тематику.

Важным моментом является подбор материалов и реквизита. Здесь необходимо проявить творческий подход.

Прохождение тимбилдинга лучше заканчивать рефлексией с обсуждением результатов. Вместе с детьми необходимо выяснить, какие действия помогли им успешно справиться с испытанием, а что нет, а также сделать выводы относительно того, чему они научились, принимая участие в данном мероприятии.

Разрабатывая сценарий, важно помнить, что детский тимбилдинг – это не просто развлекательное мероприятие, это целенаправленные задания в игровой форме, способствующие не развитию конкуренции и соперничества между детьми, а их сплочению. Задания должны научить детей договариваться между собой, учиться взаимопомощи и взаимовыручке. Через простые задачи дети учатся добиваться совместных побед, раскрывают свой внутренний потенциал, преодолевают свои внутренние комплексы и страхи, укрепляют неформальные дружеские связи внутри коллектива.

Сплочение детского коллектива не ограничивается разовым мероприятием, работа должна проводиться систематически для достижения эффективных результатов. Тимбилдинг является мощным инструментом педагогического воздействия, помогающим заложить фундамент на пути к развитию стабильного, уверенного в себе, успешного человека в будущем.

Опубликовано: 22.05.2020