Система работы учителя английского языка по подготовке обучающихся к ГИА (ОГЭ). Задания по письму

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Шитова Виктория Сергеевна

Организация: МОУ Средняя школа № 39

Населенный пункт: Ярославская область, г. Ярославль

Аннотация. Содержание КИМ ОГЭ предъявляют специальные требования к уровню сформированности профессиональных компетенций учителей иностранного языка (английского). В статье представлено описание опыта использования учебно-методических материалов, размещённых на портале Федерального института педагогических измерений в «Открытом банке заданий» по английскому языку с целью подготовки учащихся к ОГЭ по письму.

Ключевые слова: итоговая аттестация, основной государственный экзамен (ОГЭ), результаты ОГЭ, методическая поддержка, критерии оценивания, открытый банк заданий.

Abstract. The improvement of examination items of Basic State Examination in English impose special requirements on the level of professional competencies of teachers of a foreign language. The article presents some issues for the improvement of the foreign language teaching methodology based on the practical use of the examination items of ‘Federal Institute for Educational Measurement’.

Keywords: BSE, results of BSE, methodological support, language skills, assessment criteria, examination items in the English Language, assessment of educational achievements.

Ежегодно количество участников ГИА (ОГЭ) по иностранным языкам увеличивается. Ведущими факторами являются: дальнейшее обучение на уровне среднего (полного) общего образования, введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку в 2022.

В настоящее время ОГЭ выступает как начальный этап прохождения ГИА на уровне среднего (полного) общего образования, поэтому перед педагогическим сообществом встаёт закономерный вопрос: «Как подготовить школьников к успешной сдаче ОГЭ?».

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 243-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего образования, является обязательной [статья 59 п. 3] [2]. ГИА (ОГЭ), в том числе по английскому языку, проводится с целью государственной итоговой аттестации выпускников на основе экзаменационных материалов, разработанных «Федеральным институтом педагогических измерений» [7]. Успешные результаты выпускника на экзамене являются показателем освоения основной образовательной программы и, соответственно, готовности школьника к следующему этапу обучения, в частности, в профильных классах по программам среднего (полного) общего образования.

Одним из требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанными в ФГОС ООО [6], является достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, чтобы подготовить школьников к успешной сдаче ОГЭ, нужно сформировать иноязычную компетенцию на уровне А2 по общеевропейской шкале языковой компетенции [8: 36] и, таким образом, выполнить требования ФГОС. Поэтому при подготовке обучающихся экзамену по иностранному языку у учителя возникает необходимость внести коррективы в свою работу с целью организации максимально качественной подготовки школьников к итоговой аттестации.

  • из важных компетенций учителя является умение работать с нормативно-правовыми и учебно-методическими документами. Умение и готовность определять стратегическую цель, находить практические пути её решения во многом определят успешность школьников при прохождении ГИА-9.

Изучение аналитических материалов по результатам ГИА (ОГЭ), обобщение опыта работы в предметных комиссиях и сотрудничестве с коллегами, приводят к выводу, что основными проблемами школьников при выполнении заданий КИМ ОГЭ являются:

  • незнание формата ОГЭ и критериев оценивания;
  • несформированность метапредметных умений (неумение заполнять бланки с кратким ответом; невнимательное прочтение инструкций к заданиям);
  • неправильное распределение времени на экзамене;
  • несформированность иноязычной речевой компетенции учащихся.

Таким образом, на наш взгляд, результаты ГИА (ОГЭ) напрямую связаны с организацией образовательного процесса и качеством работы педагога в целом.

На сегодняшний день учитель имеет в своём распоряжении широкий выбор учебно-методической литературы, в том числе Интернет ресурсы для организации качественной подготовки школьников к ОГЭ. Условно можно разделить выше обозначенные средства на неспециальные и специальные.

К неспециальным средствам подготовки к ОГЭ относятся упражнения и задания УМК, которые используются на уроках, в том числе контрольные задания в тестовом формате. При этом работа на каждом уроке направлена на достижение планируемых результатов.

Специальные средства - дополнительные пособия, которые используются учителями для подготовки школьников к ОГЭ и предоставляют собой дополнительную тренировку в формате экзамена. Как правило, такие пособия содержат типовые задания, представленные Федеральным институтом педагогических измерений.

Ежегодно ФИПИ публикует демонстрационные версии экзаменационных материалов. Эти документы являются основой для составления экзаменационных материалов и дают возможность любому участнику ГИА-9 составить представление о структуре будущих КИМ, о количестве заданий, их форме и уровне сложности [7]. Демонстрационные версии экзаменационных материалов позволяют учителю своевременно скорректировать свою работу, внести необходимые изменения в формат заданий УМК, подобрать необходимый методический инструментарий (технологии, приёмы обучения и т.д.) с целью эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ.

Кроме того, ФИПИ располагает большой базой данных контрольных измерительных материалов и тестовых заданий в «Открытом банке заданий ОГЭ». Многолетняя практика показывает, что школьники увереннее чувствуют себя при выполнении заданий КИМ ОГЭ, если на протяжении всего периода обучения в основной школе велась систематическая работа с заданиями «Открытого банка ФИПИ». К моменту непосредственной подготовки к ОГЭ девятиклассники уже знакомы с форматом экзамена, предъявляемыми требованиями при выполнении заданий и критериями оценивания ответов, умеют следовать инструкциям к заданиям, владеют тестовыми стратегиями.

Как можно использовать ресурс «Открытого банка заданий ОГЭ»?

Примеры использования ресурсов «Открытого банка заданий ОГЭ»

Одним из основных объектов контроля на экзамене являются коммуникативные умения учащихся в продуктивной письменной речи, а именно: умение предоставлять запрашиваемую информацию, выражать и аргументировать своё мнение, высказывать предпочтения и пожелания с использованием оптимальных языковых средств, а также умение оформлять письмо в соответствии с правилами, принятыми в стране изучаемого языка. Таким образом, написание письма личного характера, является одной из основных форм проверки умений письменной речи учащихся на экзамене. Подготовка учащихся к выполнению этого задания требует систематизации материалов открытого банка заданий сайта ФИПИ в соответствии с разделами УМК, начиная с пятого класса.

Таблица 1

 

Класс

Раздел (Unit) /

Предметное содержание речи

УМК «Английский язык 5-9» под редакцией Кузовлева В.П., Лапа Н.М., и др. издательства «Просвещение»

Примеры письма личного характера из открытого банка заданий сайта ФИПИ

5

Раздел 1

Школьная жизнь. Внеклассные мероприятия. Моя семья. Виды отдыха. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.

You have received a letter from your English–speaking pen friend, Ben.

… Most of my classmates like summer. But I like winter holidays. I’m keen on skating, and in winter I’ve got lots of opportunities to do my hobby.

…When do you have your school holidays in Russia? Which holidays are the shortest? Which holidays are your favourite and why? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

6

Раздел 6

Окружающий мир. Климат. Погода.

Каникулы. Виды отдыха. Переписка с зарубежными сверстниками.

You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben.

… Today is Sunday, but I feel bored and unhappy. It’s already been raining hard for two days and there’s nothing to do at home…

…What is your favourite season and why? What do you do when the weather is rainy? How do you usually spend your weekends? …

Write him a letter and answer his 3 questions.

Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.

 

Итак, приходим к выводу о том, что обучение должно быть направлено на достижение планируемых результатов, так как, во-первых, это соответствует требованиям ФГОС; во-вторых, планируемые результаты отражены в спецификации КИМ ОГЭ. Сочетание возможностей УМК и материалов, представленных в «Открытом банке заданий» сайта ФИПИ, позволяет сделать учебный процесс подготовки обучающихся к ГИА-9 планомерным и эффективным.

Библиографический список:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с
  2. Законодательство Российской Федерации. Сборник основных федеральных законов РФ [Электронный ресурс] URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-59.php (дата обращения: 05.12.2019)
  3. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Астрель, 2008. - 272 с.
  4. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Кузовлева Н.Е., Царькова В.П. Мастерство и личность учителя. На примере деятельности учителя иностранного языка. – М.: Флинта, Наука, 2001. - 240 с.
  5. Справочник заместителя директора школы № 11 ноябрь 2019. Профессиональные компетенции педагога в образовании. [Электронный ресурс] URL: https://www.menobr.ru/article/65492-professionalnye-kompetentsii-pedagoga-v-obrazovanii (дата обращения: 05.12.2019)
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru (дата обращения: 30.10.2019).
  7. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс] URL: http://fipi.ru/ (дата обращения: 05.12.2019)

Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment Companion Volume With New Descriptors [Электронный ресурс] URL: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989 дата обращения: 06.12.2019)

Опубликовано: 22.02.2020